****JavaScript based drop down DHTML menu generated by NavStudio. (OpenCube Inc. - http://www.opencube.com)****
Дата постройки: вторая половина 9-ого столетия (879 год) Король Индраварман I (посмертное имя Ишваралока) Культ: Брахманический, Шиваитский
РасчищенЖоржем Трувев 1932 году.
Этот элегантный небольшой храм из кирпича, с шестью башнями и с украшенный лепниной из известкового раствора, был первым храмом, построенным Индраварманом I в столице Ангкора 9-ого века Харихаралая. Его окружающий ров настолько велик по отношению к храму, что мог бы быть частью королевского дворца, следов которого до сих пор не найдено.
Преах Ко- современное название храма, означающее "священный бык" - ездовое животное или вахана Шивы по имени Нандин, который мог летать, отражает шиваитский культ храма.
На превосходно сохранившейся стеле основания храма после восхваления Шивы дается краткая генеалогия Индравармана, а затем хвалебная речь "правой руке принца" на санскрите, в которой говорится как "длинный, сильный и страшный в бою, его сверкающий меч падает на своих врагов, победивший королей во всех направлениях. Непобедимый, он успокоился только тогда, когда два его врага показали свои спины, и ценя свои жизни, предоставили себя его защите "(Ж. Кодес). Надпись сопровождается ссылкой на культ Девараджа или "царь-бог" на горе Махендра (Пхном Кулен) и заканчивается, говоря об установке в 879 году трех статуй Шивы и Деви. Другая сторона, написанная на кхмерском языке, датируется 893 под правлением Яшовармана и описывает подношения Парамешвара, божеству среднего востока и Притхивиндрешвара южного. Другая стела, датируемая началом 11-ого века (1005 год) содержит хвалебную речь королю Джаявираварман который правил с 1002 по 1010 и был свергнут узурпатором Сурьяварманом I.
Храм начинается на западе тротуаром из латерита, который разделяет окружающий ров. Он дополнялся двумя параллельными галереями, от которых ничего не осталось, кроме фундамента. Небольшая терраса приводит к гопуре второго окружения - аналогичную по плану с предыдущей, но не такую шир
окую, и соединяется с стеной из латерита окружения, которое составляет 97 на 94 метров. Только внешняя сторона окон осталась от этой гопуры , каждое с семью балясинами.
Облицованный песчаником цоколь образует общую платформу для шести башен. С восточной стороны она разрезана тремя лестницы, боковые стены которых богато украшены с дварапаласами и апсарами и охраняемые сидящими львами. Перед каждой лежит Нандин- священный бык, ездовое животное Шивы . На западной стороне есть одна осевая лестница.
Кирпичные башни святилищ расположены в два ряда и различаются по размеру. В восточном, первом ряду, средняя башня выше остальных и смещена немного назад . Все шесть башен открыты на восток. Каждая имеет четыре верхних яруса, которые уменьшаются по высоте. Они были покрыты известковой штукатуркой, из которой были вылеплены скульптурные барельефы, удивительным образом сохранившиеся до наших дней после одиннадцати веков существования. На восточной стороне, ложные двери из песчаника с превосходными восьмиугольными колоннами, несомненно, являются лучшими в кхмерском искусстве.
Центральная башня, стоящая особенно гордо, отличается изяществом стражей в стиле Бантей Срей.
Три прасата (кхмерсая башня) на заднем плане похожи друг на друга, но ниже башен первого ряда, и одна на северо-западном углу платформы, без всякой видимой причины, смещена по направлению соседнего святилища своего ряда. Эти башни были предназначены для женских божеств и имеют внутри только 2,5 метра. Пропорционально уменьшаясь они полностью выполнены из кирпича, за исключением дверных рам из песчаника, деват в угловом простенке и дварапаласов на восточных башнях. Везде декор выполнен из лепнины и даже ложные двери и их косяки, где орнамент впервые был выполнен в кирпиче.
Святилище предназначалось для мужских божеств. Угловые простенки богато украшены с дварапаласами в глухих арках, которые, в отличие от таких же в Баконге, сделаны из песчаника и вставлены в кирпичную кладку. Они достаточно уникальны по стилю.
Как и в Баконге только несколько сохранившихся скульптур, датируемых начиная с 9-го века в стиле Байон - были обнаружены Морисом Глиезом. Из них только один Шива в юго-восточной угловой башне и богиня без головы в задней центральной башне были оставлены в храме. Обе эти статуи датируются периодом создания храма.
Использованы материалы книг Maurice Glaize "Angkor" ; Michael Petrochenko "Angkor Temples"; Claude Jacques, Michael Freeman "Angkor Cities and Temples". Перевод с англ. автора сайта При использовании материалов сайта, активная ссылка на сайт обязательна