Дата постройки: первая половина 12-ого столетия
Король Сурьяварман II (посмертное имя Парамавишнулока)
Культ Брахманский (Вишнуитский)
Расчищен Жаном Коммалем в 1908-1911 годах
Ангкор - самый большой в мире религиозный комплекс, лучше всего сохранившийся до наших дней. Ангкор Ват является самым большим религиозным индуистским центром, изначально посвященный богу Вишну, но впоследствии стал буддистским. Расположенный в юго-восточном секторе города Яшовармана I (ныне центральный Ангкор), он был построен королём Сурьяварманом II в начале 12-ого столетия. Этот храм стал символом Камбоджи, изображённый на ее национальном флаге.
Современное название, Ангкор Ват, означает "Город-Храм" современное название храма совершенно оправдано. Ангкор Ват был только самым великим и наиболее возвышенным из всех кхмерских храмов, но также и городом в прямом смысле.
Ангкор - переделанное на кхмерский слово នគរ "нокор",котороепроисходит от санскритского слова "нагара", означающего столицу или город. Ват - кхмерское слово, означающее храм. Так как не были найдены ни стелы основания храма, ни каких либо надписей относительно названия того времени, как он назывался тогда неизвестно и, вполне вероятно, он назывался Врах Вишнулок в честь бога, которому был посвящён.
Ангкор Ват окружен 200-метровым в ширину рвом, вымощенного блоками песчаника. Ров протягивается на 1 500 метров с запада на восток и на столько же с севера на юг. На этом почти квадратном "острове", окружённый водой, сам Ангкор Ват охватывает приблизительно 21 гектар, и окружён стеной из латерита.
Комплекс состоит из ряда концентрических, прямоугольных огороженных пространств, включающих в себя три прямоугольных галереи, каждая возвышающаяся над следующей с открытыми дворами, связанных между собою крестообразными галереями. Поднявшись по лестнице и пройдя через первые из трех последовательно поднимающихся галерей, достигается третья галерея, известная своими барельефами, которые показаны на плане ниже.
Большинство этих барельефов великолепны, за исключением одного по северо-восточному углу галереи, который плохо выполнен в шестнадцатом столетии. Не считая барельефов в угловых павильонах, они простираются почти на 700 метров будучи почти 2 метра в высоту, являясь самыми длинными барельефами в мире. Тысячи фигур изображают сцены из индуистского эпоса Бхагавад Пурана, дворцовой и военной жизни в дни Сурьявармана II.
Главный вход в Ангкор Ват - с запада, представляет из себя широкий тротуар, построенным из массивных блоков песчаника. Пересекая крестообразную террасу, которая является более поздним дополнением к комплексу, мы видим впереди вход в западной гопуре с остатками трех башен.
Сейчас вход в гопуру осуществляется справа через святилище под южной башней, где восьмирукая статуя Вишну заполняет всё пространство. Эта статуя, которой явно мало места в этом помещении, возможно, первоначально находилась в центральном святилище Ангкора Ват.
Пройдя через гопуру , открывается великолепный вид башен храма в конце дороги. В восходе солнца они окружены сияющим силуэтом утреннего неба, на закате пылают оранжевыми. Продолжая свой путь к храму с обеих сторон две больших так называемых "библиотеки" с четырьмя входами на каждую сторону света. Они были своего рода святилищами, а не складами рукописей, как можно понять из названия. Левая "библиотека"
и правая "библиотека". Ближе к храму с обеих сторон ещё два водоема, вырытые позже, в 16-ом столетии. А внутри нас встречают 1800 апсар (небесных танцовщиц).
Продолжая подниматься по лестнице до вложения второго уровня, из темноты появляется другое захватывающее зрелище - пики центральных башен, поднимающиеся из-за внутреннего двора. Пешеходный мост на коротких круглых столбиках, построенный во второй половине 13-ого столетия, соединяет вход, где мы были, с центральными башнями и еще с двумя "библиотеками" с обеих сторон.
Постепенно поднимаясь по каменным ступеням к самому высокому уровню - сердцу комплекса, открываются огромные конические башни, расположенные по центру и углам квадрата, изображая пять небесных пиков Горы Меру.
Высший уровень Ангкора Ват и его галереи только подчёркивают совершенные пропорции знаменитых башен Ангкора Ват и делают общий вид незабываемым.
Центральная башня или алтарь была обиталищем Вишну, а поскольку Ангкор Ват был изначально вишнуитским храмом, и только в последние дни превращённый в Буддистский, в ней когда-то стояла статуя Вишну, возможно та, что сейчас стоит при входе в западной гопуре.
В Камбодже существовал древний обычай делать подношения богу в виде золотых листов или маленьких драгоценных камней, которые оставлялись в углублении ниже статуи бога. За столетия эти подношения были разграблены.
Cегодня только некоторая часть из статуй представлена в южной части галерей. Большой стоящий Будда до сих пор является предметом поклонения местных и азиатских посетителей.
Справа: иллюстрация оформления колонн, притолок, перемычек, а так же метода, каким кхмеры делали своды. Метод называется "консольная кладка", когда с двух сторон кладутся камни со сдвигом, пока не сойдутся в середине.
Внешний вид не менее замечателен. Слева - южная гопура . Справа восточный вход с пирамидой.
Северная гопура слева и северо-западный угол справа.
Использованы материалы книг Maurice Glaize "Angkor" ; Michael Petrochenko "Angkor Temples"; Claude Jacques, Michael Freeman "Angkor Cities and Temples". Перевод с англ. автора сайта При использовании материалов сайта, активная ссылка на сайт обязательна