Вторая половина 10-ого столетия (961 г.)
Король Райджендраварман
Культ Брахманический (Шиваитский)
Расчищен Анри Маршалем (скачать фильм про Анри Маршаля) и Жоржем Труве в 1930-1935 годах.
Пре Руп, расположенный примерно в 500 метрах на юг от южного берега Восточного Барая, являлся государственным храмом столицы короля Раджендравармана II,. После правления Джаявармана IV, столица которого была вдали от Ангкора, в Кох Кер, началась борьба за трон, в результате которой Харшаварман II, один из его сыновей, пришел к власти. Он умер через несколько лет и его кузен Раджендраварман унаследовал его трон, восстановив столицу в Ангкоре.
Новый король, Раджендраварман II, выбрал место для своей столицы на середине южного берега Восточного Барая и как все государственные храмы, Пре Руп был в центре города, однако границ или жилья не сохранилось до наших дней. Южный берег Восточного барая был северной границей города, и поскольку он отстоял от центра на 500 метров, город Пре Руп должен был занимать километровый квадрат вокруг храма.
В предыдущем столетии, Ясоварман I построил линию из четырех ашрамов, посвященных Шиве, Вишну, Брахме и Будде, расставленных с промежутками вдоль южного берега барая. Вполне вероятно, что Пре Руп занимает место Шиваитского ашрама. Возможно, что у архитектор Раджендравармана Кавиндрари-матхана приложил руку к строительству Пре Руп, несмотря на то, что он, вероятно, умер к моменту освящения в 961 или в начале 962 годах. Пре Руп является ярким и последним представителем храма-горы.
Как всегда, современное название храма вводит в заблуждение несмотря на свою странность - Пре Руп означает 'поворачивать тело' - гарантирует, что гиды тратят впустую время посетителей, объясняя это. Поворачивание тела трупа является обрядом кремации, и существование камня-"цистерны" на восток от пирамиды напоминает легенду о короле, очень любившим сладкие огурцы и случайно убитом садовником их выращивавших. Большая стела, заложенная при основании храма, имеет две стороны, покрытые гравированными надписями, была найдена в части, куда сходились соседние галереи. После перечисления генеалогии Райджендравармана, на стеле указывается дата основания- 961 год и название этого сооружения как Райджендрабхадресвара, как и имя основного божества, после того, как линга была помещена в центральное святилище.
Подходя с дороги, видна сильно разрушенная входная гопура с маленьким львом в стиле Байон, принесенным от какого-то другого памятника. Её центральная кирпичная секция находится между двумя вестибюлями из песчаника, сформированных из трех смежных комнат между двух независимых проходов.
Архитектурно, Пре Руп состоит из двух вложений, каждое с четырьмя гопурами и пирамидой из трех узких ярусов, задуманной как фундамент для пяти башен верхней платформы. Внешнее вложение храма является платформой, окружённое стеной из латерита 127 метров с востока на запад и 117 метров с севера на юг, с солидными крестообразными гопурами в каждой стене, с тремя дверными проемами в каждой. Оно содержит некоторые более поздние здания, возможно построенные Джаяварманом V, это похоже на ряд кирпичных башен на востоке и длинные галереи на других сторонах.
Каждая сторона в восточном входе состоит из группы из трех башен, выровненных с севера на юг, установленных на общей платформе. Одна из башен, кажется, никогда не строилась или была демонтирована позже. Одна из них- первая на север от входа - осталась недостроенной, хотя платформа её фундамента была готова. Вполне возможно, что она была демонтирована позже, а её кирпичи повторно использовались в другом месте. Наиболее хорошо сохранившаяся панель находится на восточной стороне южной башни, изображая Вишну в образе льва Нарасимха, хватающего короля Асуров, Хираньяхашипу, который хотел убить своего сына- великого преданного Прахладу.
Сохранившееся стена вложения из латерита охватывает внутренний двор, но из комнат отдыха для паломников сохранилось только несколько. Построенные со столбами из песчаника в восточной части и со стенами из латерита с по-разному устроенными окнами в одних местах с перилами в других, они были под крышей из древесины и плитки. Стену вложения разделяют четыре маленьких "однокомнатных" кирпичных гопуры, которым предшествует вестибюль из песчаника с двумя боковыми дверями. Длинные галереи для служителей храма, которые отличаются только по способу вентиляции и освещения, окружают всю композицию - их стены из латерита и портики из песчаника сохранились до нашего времени.
В северо-восточном углу - любопытное небольшое здание, квадратное в плане и сделанное из больших блоков латерита, которое было полностью восстановлено. Тип сооружений, которые защищают стелу, обычно открыты по всем четырём осям с крышей, называемой “чепец священника”. Внутри своего рода судно очищения со стоком для воды. На восточном входе, 'цистерна-резервуар', которая напомнила легенду о сладких огурцах (см. внизу). Он имеет размеры 3 на 1,9 метров с желобком по верхнем краю, он должен был служить своего рода постаментом для бронзовой статуи быка Нандин - возничего Шивы, используемой в ритуале кремации, а не как саркофаг по легенде.
С обеих сторон восточного осевого входа - два здания которые открыты на запад. Имеющие тип "библиотек", они были построены как высокие прямоугольные башни с сужением кверху. Они хранят, соответственно, “камень девяти планет” и “камень 7 отшельников”.
Внутреннее вложение, имеет размеры 87 метров с востока на запад и 77 метров с севера на юг, является также платформой, окружённой стеной из латерита, у которой также имеются гопуры на все стороны света, обеспечивая доступ к пирамидам. Платформа центрального вложения, представляющая из себя квадрат в плане 50х50 метров, имеет три ступени и возвышается на 12 метров. На самой нижней ступени стоят симметрично расположенные 12 маленьких святилищ, а верхняя несет пять основных башен святилища, расположенных в шахматном порядке.
Все пять святилищ открыты на восток. По другим направлениям, ложные двери из песчаника восхитительно украшены набором фигур по вертикальным стоякам дверного проёма. Горизонтальные притолоки гораздо проще по оформлению и не очень хорошо сохранились. Все кирпичные элементы сохранились, хотя детали оформления исчезли. Стены были первоначально покрыты известковой штукатуркой, которую можно найти в некоторых местах - особенно на юго-западной башне. Украшения ваялись непосредственно из штукатурки на кирпичной основе, которые в случае особо важных случаях, типа скульптур в арках, сначала ваялись по шаблону.
Изящные трёхярусные пирамиды имеют 50 метров в основании и 35 в высоту. По каждой из оси идет лестница с постоянной шириной по всей длине. Два нижних яруса, кайма которых составляет 4 и 3 метра сделаны из латерита. Третий ярус целиком сделан из песчаника, также как и ступени, вырезанные из него. Две вторичных лестницы украшены львами для композиции и оживляют его восточную сторону.
Центральное святилище чётко выделяется, поднятое более чем на 4 метра на двойном постаменте из облицованного песчаника, чье художественное оформление сильно пострадало. Львы стоят по бокам его лестниц. Размеры помещения святилища составляет 4,2 на 4,2 метра. Внутри стоят две статуи Будды более позднего периода под балдахинами.
Существует описание статуй, помещенных в углы башни - их культ соответствует вере короля -Шива. Юго-западная башня когда-то хранила статую Лакшми , северо-западная башня статую Умы , юго-восточная башня статую Вишну и северо-восточная башня статую Шивы . Текст на стеле гласит, что сущность или "дух" владыки был соединён с его образом.
Легенда о сладких огурцах.
Жил-был крестьянин, который выращивал необыкновенно вкусные огурцы. Они так понравились королю, что тот вручил крестьянину собственное копьё и наказал стеречь огурцы и убить любого, кто позариться на них. Однажды ночью сам король, решив полакомиться огурцами, пробрался в огород. Крестьянин, не признав короля, убил его его же копьём. Увидев, что он сделал, крестьянин закопал короля у себя в огороде. У короля не было наследника и придворные выпустили белого слона, чтобы тот выбрал нового короля. Белый слон пришёл к сладким огурцам и, соответственно, к крестьянину. Став королём, крестьянин откопал короля и похоронил с должными почестями.
Использованы материалы книг Maurice Glaize "Angkor" ; Michael Petrochenko "Angkor Temples"; Claude Jacques, Michael Freeman "Angkor Cities and Temples". Перевод с англ. автора сайта При использовании материалов сайта, активная ссылка на сайт обязательна