Дата: конец X - начало XI века
Построен при правлении королей Раджендраварман II, (посмертное имя: Шивалока) Джаяварман V (посмертное имя: Парамавиралока)Сурьяварман I
(посмертное имя: Параманирванапада)
Культ при основании Брахманический
Место, где Сурьяварман I построил свой королевский дворец продолжало использоваться, почти непрерывно, с 11-го до конца 16-ого века. За это время площадь претерпела много преобразований и реставраций.
Недавние раскопки выявили много останков, происхождением даже раньше, чем основные постройки, такие как храм начала 10-го века, построенного министром Яшовармана I, и который, возможно, был резиденцией этого министра.
Прямоугольный в плане королевский дворец был окружен добротно сложенной 5-ти метровой высоты стеной из латерита, составлявшей 246 метров с севера на юг и 585 метров с запада на восток и окружавшая площадь более 14 гектар. Пять больших гопур из песчаника с лестницами образовывают входы, две на севере, два на юге и последняя на востоке, больше, чем другие, и стоит на одной линии с Террасой Слонов и Воротами Победы. Первая группа зданий, построенных Сурьяварманом I, была окружена рвом, от некоторых из которых остались следы, в частности, на востоке. Уровень земли внутри дворца на 1,2 м выше, чем снаружи, что вызвало необходимость двойного ряда камней на внешних входах.
Пирамида из латерита является относительно скромной, всего лишь 35 метров с востока на запад и 28 метров с севера на юг. Поднимаясь в трех уровнях по 12 метров каждый, она не совпадает с восточной осью дворца и входной гопурой и, следовательно, не была запланирована в качестве центральной постройки. Лестницы расположены по всем четырем сторонам и охраняются сторожевыми львами. Многие из лестниц обрушились и лучше пользоваться западной. По углам стоят слоны. В верхней части находится небольшой галерея из песчаника и остатки некоторой постройки 2.5 метра в высоту которая была, вероятно, святилищем, построенным позднее, чем сама пирамида.
Стела, описывающая храм и его назначение был найдена разбитой на 47 частей под насыпью, что явно было работой Джаявармана VIII, который, тем не менее, построил дамбу 2,6 метров высотой над первыми двумя рядами кладки фундамента, что расширило Большой Пруд.
Первая из двух стел, известная как "фиговое дерево", является доказательством возможности слияния различных вероисповеданий у кхмеров: дерево "Бодхи" здесь отождествляется с брахманской "Тримурти" - Брахма представляет корни, Шива - ствол и Вишну - ветви.
Вторая стела, исследованная, расшифрованная и переведённая нашим соотечественником, замечательным востоковедом Виктором Голубевым, воспевает "похвалы королеве, которая достигла нирваны после многочисленных добрых дел и ведения образа жизни аскетов". Речь идёт о королеве Индрадеви, ставшая второй женой Джаявармана VII после кончины её младшей сестры королевы Джаяряджадеви.
Но что более важно, она раскрывает события приведшие Джаявармана VII на престол. Поспешное возвращение принца из Чампы прийти на помощь Яшоварману II не было успешным, он опоздал, и его король был уже убит, его сменил узурпатор, но вторгшиеся чампы убили узурпатора, а Джаяварман VII освободил землю кхмеров от оккупантов, после чего был коронован в 1181 году. По сей день эти сведения составляют основу официальной версии это довольно важного периода (Трибхуванадитьяварман) кхмерской истории.
Это именно здесь, внутри святилища Пхименакаса, согласно рассказам китайского дипломата Жоу Дагуана, посетившего Ангкор в 13-ом веке, король кхмеров должен был проводить ночи с прекрасной женщиной, воплощением девятиглавого нага, имевшего неограниченную власть над землями королевства. В такие ночи даже жены короля не могли войти сюда. Во вторую стражу считалось, что король выполнил свои обязанности и может спать со своими женами и наложницами. Если наг не явился в какую-то ночь, это было знаком, что король скоро умрёт. Если же, король не придёт свидание, то неминуемо наступит катастрофа и наг опустошит все земли.
Резонно предположить, однако, что эта легенда была особенно популярна среди китайского населения Ангкора.