Построен при правлении короля : обычно связывают с преемником Сурьявармана II - Раниндраварманом II, отецом Джаявармана VII.
Культ: смесь буддизма и индуизма .
Бенг Мелеа означает "лотосовый пруд"
Бенг Мелеа был открыт для посетителей только в начале 2000-х годов после трудоёмкой и опасной работы разминирования, на выполнение которой потребовались годы. Деревянные помосты были построены для облегчения осмотра полностью разрушенной области центрального святилища. Его фронтоны показывали сцены из буддийской мифологии, в то время как в остальные части храма из индуистской.
Никаких текстов, определяющих главное посвящение храма какому либо божеству не было найдено, и, соответственно, это остается неизвестным.
Дата и инициатор постойки до сих пор являются предметом обсуждения экспертов, но стилистика явно ассоциируется с периодом Ангкора Ват.
Бенг Мелеа часто описывается как "плоская" версия Ангкор Ват, и действительно, здесь повторяется компоновка Ангкора Ват, где можно найти такие же крестообразные галереи, соединяющие второе и третъе ограждения, а также две библиотеки, расположенные на севере и юге крестообразных галерей. Кроме того, качество строительства храма (обратите внимание на стыки между большими камнями, куда невозможно вставить лист бумаги) сопоставимо только с Ангкором Ват. Однако центральная часть (единственное святилище с большой комнатой, соединяющей его с первым ограждением на востоке), а также расположение второго ограждения, построенного в непосредственной близости от первого, сильно напоминают компоновку использовавшуюся в последствии Джаяварман VII в Та Прохм и Преах Кхан. Напрашивается вывод, что Дхараниндраварман II черпал вдохновение от Ангкора Ват, а его сын Джаяварман VII от Бенг Melea .
Бенг Мелеа, скорее всего, был построен примерно в то же время как и Ангкор Ват.
Бенг Мелеа находится достаточно далеко от Сием Рипа, в котором Вы наверняка остановитесь. Такси из Сием Рип до Кох Кер с заездом в Бенг Мелеа обойдётся Вам как минимум в $75, но в основном просят $100 и $110. Если Вас повезёт таксист, то он сам остановит у палатки, где продаются билеты в Бенг Мелеа и в Кох Кер. но если Вы поедете на своей арендованной машине, то Вам нужно не проскочить эту палатку. Она находится до Бенг Мелеа на развилке дорог, ведущих в Бенг Мелеа и в Кох Кер.
Около самого храма билеты не продаются! Но проверяются.
Дорога хорошая на всем протяжении и займет времени от Сием Рип около двух часов.
Билет выглядит так и стоит $5 на человека.
В Бенг Мелеа арочные проемы позволяли воде проходить под дамбами, пересекающими ров.
По правую руку на тротуаре у южного входа находится балюстрада в виде нага, которая долгое время была в земле и была обнаружена в 2009 году, благодаря этому была защищена от эрозии и сохранила первозданные детали резьбы.
Сторожевой лев встречает на входе на латеритовый тротуар, ведущий к храму.
Большие крестообразные террасы находятся на каждом из четырех направлений, но нет никаких следов ограждения, которое, по идее, должно было соединять их.
Дхармасала или "Дом огня" расположен на западной стороне храма. По углам вырезаны красивые апсары. Обратите внимание на размеры камней, использовавшихся для создания тротуара.
500-метровая аллея вымощенная латеритом и с идущими вдоль ограничивающими столбами приводит к внушительной дамбе опять же из латерита и когда-то покрытого деревянной крышей павильону, галереи которого охватывают четыре внутренних двора. Дамба идет через большой барай, ныне высохший, расположенный к востоку от храма. Аллеи с балюстрадами в виде нагов ведут к храму.
"Библиотеки" с апсарами около четырех входных дверей и окнами, защищённых колоннами, стоят по обеим сторонам главного прохода.
Фронтон украшен изображением Вишну на гаруде.
Со всех сторон "библиотека" имеет впечатляющий вид.
Бенг Мелеа. План храма.
Такой вид имеет северный тротуар, ведущий к внешнему (на плане - зелёным) ограждению храма.
Притолока на земле около северной гопуры. Изображает гаруду, сражающегося с двумя нагами.
Северая гопура 3-его внешнего ограждения (на плане зелёное) разрушилась.
Боковая дверь северной гопуры с сохранившейся инкрустацией по бокам.
Разрушенная часть внешнего ограждения дает доступ внутрь к павильону между
3-им и 2-ым окружением.
Тот же павильон с другой стороны колоритно оплетен корнями фикуса-душителя.
Эти павильоны соединялись с залом между 2-ым и 3-им ограждением с помощью галереей, которые, по всей видимости, были покрыты деревянной крышей, о чем свидетельствуют квадратные отверстия в столбах галереи.
Красивая инкрустация по стояку двери павильона, а апсары, похоже, не были закончены.
Приподнятый тротуар с обрамляющими и поддерживающими его колоннами ведёт к гопуре второго ограждения.
Храм на юге между 3-им - внешним и 2-ым ограждениями.
На плане 1. На фронтоне этой ложной двери редко изображаемый Агни на своём носороге. На плане 2. Центральный вход в этот дополнительный храм.
Фронтоны центрального входа (на плане 2)
Люди, выглядящие как короли, над человеком, лежащим в воде, изображённой волнистыми линиями из которых растут лотосы. Согласно Кодесу эта сцена изображает мудреца Шьявану, медитирующего в Ганге.
Внутренний фронтон изображает Индру на его трёхглавом слоне Айравате.
Фронтон северной ложной двери (на плане 3) изображает Ситу, жену Рамы, бросающеюся в костер, чтобы доказать свою невинность после её похищения демоном Раваной. Над ней справа, с луком в руке сам Рама, сопровождаемый Хануманом и Лакшманом.
Далее деревянный помост ведет с 3-его ограждения на 2-ое. Вид c "моста" и далее путь выглядит так.
По пути на каждом шагу встречаются красивые фронтоны, в частности, этот и просто живописные виды,
и удивительные шелково-хлопковые деревья, корнями оплетающие стены
далее интерьер приобретает следующий вид и помост ведет со 2-ого ограждения к центральному
Использование замкового камня для уменьшения вертикальной нагрузки на окно или дверь
Богато инкрустированная дверь и тропические деревья, растущие прямо на камнях
Ну и наконец, центральное святилище (на плане 11), которое настолько разрушено , что о его прежнем виде и размерах можно только догадываться. Не исключена вероятность, что святилище было преднамеренно уничтожено во время нападения Чамов или во время реставрации индуизма.
Деревянный помост ведёт на мост между первым и вторым окружением,
с которого открывается такой вид.
Фронтоны: сражение из Рамаяны (на плане 4) и (на плане 5) молящиеся в кельях, наверху бог Шива
Если слезть с деревянных помостов и полазить по обросшим мхом камням (будьте осторожны!), можно увидеть ещё фронтоны на другой стороне этого дополнительного храма, хотя большинство из них трудно различимы.
На плане 6. Сражение из Рамаяны На плане 7. Танцующий Шива
У основания стены, в углу западного здания. На плане 8. Два интересных, маленьких сцены показывают группу обезьян и бога поднявшего руку к крокодилу, вырезанного над ним (изображение, справа). Поза бога напоминает Кришну, поднимающего гору Говардхана , но на самом деле это Шива Бхикшатамурти, соблазнитель сердец жен риши.
Тропические деревья властвуют повсюду
Богато инкрустированный стояк двери и упавшая притолока двери с изображением Вишну, растительным орнаментом и женскими божествами по бокам.
Дверные притолоки. На верхнем фото: божества на лотосах (возможно Брахма), центральное стерто эрозией. На нижнем: лежащая на земле верхняя часть притолоки изображающей Вишну на Гаруде, держащего двух нагов (как на фото справа).
На плане 9. Обрушившееся крыло гопуры второго ограждения и притолока внизу изображает Вишну на Гаруде, держащего двух нагов (змей).
На обратном пути преодолеваем пролёт между вторым и третьим ограждением
;
и встречаем такую же галерею как и у павильонов между третьим и вторым ограждением , с прямоугольными отверстиями на колоннах, предположительно имевшую деревянную крышу в прежние времена.
и из этого удивительного памятника истории и искусства нас провожают остатки нага-балюстрад
и худая корова, как и все коровы в Камбодже.
Использованы материалы книг Michael Petrochenko "Angkor Temples". Перевод с англ. автора сайта. При использовании материалов сайта, активная ссылка на сайт обязательна