Махабхарата

Сита и Рама
Ангкор Ват

Преа Палилай
Preah Pallilay

План храма Преах Паллилай

Дата: 13-ое или 14-оое столетие
Стиль: Байон
Король Джаяварман VIII или его преемник
Культ Буддистский
Расчистка и восстановление храма
Анри Маршалем в 1918-1919 годах.
(скачать фильм про Анри Маршаля)
Гопура восстановлена Морисом Глиезом в 1937 - 1938 годах.

 

Это маленькое буддистское святилище в лесу к северу от Терасcы Прокажённого Короля в Ангкоре Тхом достаточно привлекательно, чтобы уделить ему немного времени во время посещения других памятников на стороне западной стороне Королевской Площади. Окружённое 50 метровой квадратной стеной из латерита с единственной гопурой из песчаника на востоке, святилище, также из песчаника, является 5-ти метровым квадратом с 4-мя входами. Верхнее сужение башни частично разрушилось, что характерно для такого возраста. 33-ти метровый тротуар (возможно более позднее дополнение) соединяет гопуру с крестообразной террасой на востоке.

Преах Паллилай Преах Паллилай
 

Эта крестообразная терраса, приблизительно шести метров в длину и 8,5 в ширину по ее верхнему уровню, замечательно сохранилась, представляя из себя один из самых прекрасных памятников классического периода, где украшенные гребнем семиголовые наги образуют балюстрады и чистотой своих линий облегчают всю композицию.

Два дварапаласов или стражей, к сожалению, лишившихся своих голов, встречают посетителей с восточной стороны с двумя сидящими львами, из которых остался только один.

Терраса связана с гопурой тридцатитрехметровым тротуаром, когда-то огороженным “Хамсасами” или священными гусями на блоках песчаника, как на Террасе слонов.

Преах Паллилай Преах Паллилай
 

Большой Будда более позднего периода, который долгое время был без головы, был найден в 1934 году переплетенным корнями дерева, был установлен перед храмом. Трёх метров высотой вместе с постаментом, он сидит на лотосе в позе “Призвание Земли в Свидетели”. Его “ушниша” увенчивается пламенем как и у Будды в Теп Пранаме.

Стена внутреннего окружения из латерита образует квадрат со стороной 50 метров и разделен единственной гопурой на востоке. До её восстановления в 1937 году этой гопуры как таковой не существовало.

Теперь храм представляет из себя изящное крестообразное строение с тремя проходами, совершенными пропорциями и увенчанной по центру единственной квадратной башней, цилиндрическим подземельем и двойной торцевой стеной со щипцом в конце.

Наиболее интересны фронтоны, с изваянными Буддистскими сценами, которые на удивление остались не тронутыми религиозными экстремистами других конфессий.

Преах Паллилай Преах Паллилай
 

     На восточной стороне северного крыла изображена сцена “Предложение Животных в Лесу” со слонами, обезьянами и павлинами в сцене, благодаря которой храм, возможно получил своё названия Прах Палилай по названию леса Палилайка, в который Будда удалился в одиночестве после оставления Косамби.

     На западе - сидящий Будда, получающий “Подношение от Суджата”  и,  в конце, “Успокаивание Разъяренного Слона Налагири”.

     Святилище из песчаника, квадратное в плане, открыто на четыре стороны света через вестибюли. Он стоит на постаменте 6-ти метров в высоту, разделённый со всех четырёх сторон лестницами с промежуточными площадками, которые, как и вестибюли, сильно пострадали от времени. Наиболее прискорбно то, что разрушено оказалось оформление, близкое по стилю к Ангкору Ват, которое является лучшим в периоде классического искусства (первая половина 12-ого столетия).

Преах Паллилай Преах Паллилай
 

      Выше стоит высокая, обрезанная пирамида, образующая своего рода грубого вида дымоход. Большой Будда более позднего периода, но не в очень хорошем состоянии находится на западном направлении, близко к которому расположен прекрасно сохранившейся стоящий Будда.
      Некоторые превосходные части скульптуры от фронтонов были вывезены в Байон на склад для сохранности, в то время как другие были размещены вокруг памятника - несколько Буддистских и Брахманистских сцен.

Преах Паллилай Преах Паллилай
 

     Здесь можно найти с обеих сторон гопуры в пределах окружения - Индру на своём трехголовом слоне Айравата и "искушение Мара с её армией демонов” нападающих на Будду, который Сам не сохранился.
     Это соседство весьма необычно для кхмеров и, предполагается, что если Буддистские изображения Преа Паллилай и сумели избежать разрушения преемниками Джаявармана VII, убеждённых индуистов, то это было только из-за близости к Теп Пранаму и монастырю Саугаташрама, чей официальный статус и близость к Королевскому Дворцу, возможно, спасли драгоценные изображения и придали им некоторую неприкосновенность.


Использованы материалы книг Maurice Glaize "Angkor" ; Michael Petrochenko "Angkor Temples"; Claude Jacques, Michael Freeman "Angkor Cities and Temples". Перевод с англ. автора сайта
При использовании материалов сайта, активная ссылка на сайт обязательна