Махабхарата

Сита и Рама
Ангкор Ват

Преах Кхан Кампонг Свай

Прасат Бакан

Preah Khan Kampong Svay
Prasat Bakan

 ព្រះខ័ននៅកំពង់ស្វាយ

если на отображаются символы скачать кхмерский шрифт

 

 

Преах Кхан Кампонг Свей План

 

Преах Кхан Компонг Свай, также известный как Бакан, находится в провинции Преах Вихеа и является одним из самых загадочных провинциальных центров ангкорских кхмеров. Храмовый комплекс Прасат Бакан (Великий Преах Кхан) огромен. Длина его внешнего ограждения составляет 20 километров, а основные области города храма занимают 25 квадратных километров, делая его самым большим огражденным комплексом на материковой Юго-Восточной Азии. Прасат Бакан является крупнейшим кхмерским святилищем. Для сравнения, Ангкор Ват занимает "только" 2 квадратных километра, Ангкор Тхом 9 квадратных километров и Яшодхарапура, первоначальная столица Ангкора, - 16 квадратных километров. Следует признать, что количество камней использованных для возведения храмов Прасат Бакан не столь впечатляющ, как в Ангкор Ват и Ангкор Тхом, но тем не менее, не может быть никаких сомнений в том, что Прасат Бакан находится в списке пяти величайших классических памятников кхмеров наряду с Ангкором, Кох Кер, Преа Вихеа и Бантеай Чма.

Несмотря на это, Прасат Бакан редко посещаем туристами из-за своего расположения вдали от главных дорог. Здесь нет продавцов сувениров и ресторанов, но дорога от Ангкора уже строится и желающим исследовать храм кхмерской цивилизации, затерянный в глуши джунглей, ощутить себя первопроходцем, нужно поторопиться.  

Прасат Бакан расположен в 100 км к востоку от Ангкора в сторону от Бенг Мелеа, в деревне Та Сьянг, коммуне Ронаксе, района Сангкум Тхмей. Прямая дорога не совсем проходима во время и сразу после сезона дождей. Сюда можно добраться из Кампонг Тхома, двигаясь по федеральной дороге на север (к Преа Вихеа), примерно через 70 километров нужно свернуть налево и двигаться через поля еще километров 30 на внедорожнике по полю.  

Имя храма Прасат Бакан обычно используется местными жителями из провинции Преа Вихеа. Ученые называют его Бакан Свай Ролей, сочетая местное имя храма и имя района. Карманные путеводители, иностранные туристы и кхмеры в Сием Рипе, как правило, называют его "Преа Кхан". Для того, чтобы избежать путаницы с таким же храмом в Ангкоре, добавляют имя района или провинции. Таким образом, Прасат Бакан может называться как "Преа Кхан Кампонг Свай" или "Преа Кхан Прэах Вихеа"Наиболее простое название "Прасат Бакан" может сокращаться до просто "Бакан". Оба великих храма Преах Кхан в Камбодже: Прасат Бакан в провинции Преа Вихеа и Преа Кхан в Ангкоре в провинции Сием Реап, одного периода - конца 12-го века.  

Бакан является единственным известным городом кхмеров содержащим доказательства интенсивной промышленной деятельности, в частности, выплавки чугуна из руды. Бакан, удаленный от плодородных аллювиальных рисовых почв, рыбы и водных ресурсов, которые так глубоко взаимосвязаны с кхмерскими поселениями в других районах империи, имел исключительное географическое положение обеспечивающего ему роль промышленного торгового форпоста. Город расположен недалеко от крупнейшего источника железной руды в Камбодже, Пхном Дек, и на стыке двух основных путей сообщения королевской системы дорог, которые были оснащены несколькими каменными строениями для отдыха ("домами огня") и мостами через реку Стаунг. Эти маршруты обеспечивали прямой доступ не только к Ангкору но и к многочисленным кхмерским центрам, таким как Бенг Мелеа, соединенными с Тонлесап и Меконгом через систему судоходных рек и каналов.

Есть только несколько исторических записей о Прасат Бакан. Только три надписи были найдены в этом комплексе: одна 9-ого века, другая 11-ого и последняя 14-ого века. Наиболее информативна надпись 11-го века, рассказывающая о восхождении Сурьявармана I и упоминающая о предыдущем храме на этом месте. Начало строительства, как полагают, было начато уже в 9-ом веке, когда столицами кхмеров были ещё Пном Кулен и Ролуос. Первый крупный храмовый комплекс Прасат Бакана был построен при правлении Сурьявармана I в начале одиннадцатого века. Вполне вероятно, что здания внутри внутреннего ограждения были возведены в этот же период. Прасат Бакан  мог служить в качестве второй королевской резиденции помимо Ангкора в период правления основателя Ангкора Ват Сурьявармана II.

И самое главное, как полагают, Бакан был пристанищем предводителя местного сопротивления по имени Джей Срей в годы оккупации Ангкора Чамами (1177-81). "Джей" означает победу и правопреемничество; "Срей" - означает гармонию, счастье и удачу. Джей Срей удалось отбить Ангкор и дать отпор интервентам. Он был коронован в 1181 году как Джаяварман VII, прославившегося через века королем, установившего буддизм Махаяны как государственную религию, построившего Ангкор Тхом и половину огромных храмовых комплексов современного Ангкора.

Несмотря на то, что для нас храм с четырёхликими башнями Джаявармана VII является Байон, первый из  храмов с "башнями с ликами" был, вероятно, Прасат Бакан. Джаяварман VII преобразовал бывшее индуистское святилище в буддийский храм и построил большинство строений, оставшихся до наших дней.   Прямоугольник Прасат Бакана (Преа Кхан Кампонг Свай) ориентирован не на восток или запад, как обычно, а на северо-восток. Как и Преа Кхан Ангкора, он имеет четыре вместо обычных трех концентрических ограждений, обозначая, что внешнее ограждение храма был светским городским оборонительным укреплением. Это внешний корпус имел три вала и два рва 70 м и 30 м шириной, в наше время оба без воды. Участок на юго-востоке не имеет рвов по неизвестной причине.  

Первое (внутреннее) ограждение из латерита содержит центральную башню Прасат, стоящую на двухуровневой платформе. Это главное святилище рухнуло в конце 2003 года, когда мародеры искавшие клады, использовали рядом взрывчатку, чтобы вырыть канаву. Бывший центральный Прасат окружен четырьмя другими башнями, до сих пор стоящие и только частично разрушены. Центральный комплекс имел входы по основным сторонам света и был окружены галереями с окнами, похожие на такие же в Та Кео в Ангкоре. К празднованию тысячелетия Прасат Бакан был очищен от лишней растительности с помощью сотен местных жителей .  

Jayavarman VII

 

 

Многие изысканные скульптуры и резные орнаменты были найдены в Прасат Бакане, некоторые из них являются одними из лучших в кхмерском искусстве. Неудивительно поэтому, что в 1870 году Луи Делапорт незаконно вывез несколько резных фрагментов, которые теперь экспонируются в Музее Guimet в Париже. Тем не менее, самый известный шедевр остается в Камбодже - прекрасно вырезанная голова, найденная внутри центральной башни, и, как полагают, изображающая самого короля Джаявармана VII является теперь главной достопримечательностью Национального музея Пномпеня. Эта классическая кхмерская голова часто копируется как сувенир для туристов. После того как тело статуи было обнаружена местными жителями, стало возможным воссоединить голову и тело в Пномпене в 2000 году.  

 

 

 

Бакан фикус-душитель

 

 В Прасат Бакане есть совершенно другое притягательное для фотографов место. Северо-восточная гопура второго ограждения увенчана фикусом-душителем. Благодаря его  огромных размеров,  Прасат Бакан в дополнение ко всему становится одним из  "храмов в джунглях", делающих Камбоджу всемирно известной. Одна стена почти полностью покрыта корнями, оставивших только небольшие пробелы, где балюстрады каменных окон живописно выглядывают из под огромного количества корней растущего дерева.  

 

 

 

 Бакан Дхармасала

 

 

Внутри третьего ограждения, на южной стороне главного входа, соединяющей главные ворота второго и третьего ограждения, есть постройка в настоящее время называемая Дхармасалой или залом для преподавания. В древних надписях Джаявармана VII в Преа Кхане в Ангкоре (не путать с Преах Кхан Кампонг Свай), такого рода незамысловатые храмовые постройки называются Вахнигриха означающее "дом огня". Их назначение до конца не ясно, но эти "дома огня" были возведены вдоль основных маршрутов, ведущих из Ангкора в другие важные городах, обозначающие трассы, и, возможно, служившие в качестве часовен при деревянных постоялых дворах. Они также были найдены в начале и в конце «королевских дорог» кхмерской империи. Дорога от Ангкора на восток ведет от Вахнигриха Преа Кхан в Ангкоре к такой же постройке Преах Кхан в Кампонг Свай (Прасат Бакан), но это не причина, почему оба огромных храма имеют одно и то же имя, что между прочим означает "священный меч".  

 

 

 

Баконг ВходТретье ограждение храма имеет размеры 1100 м на 700 м, окруженное рвом 45 м шириной, с четырьмя ми, каждая из которых наделена тремя башнями. Они находятся в удовлетворительном состоянии, но многие скульптуры Апсар обезглавлены. Дамба из латерита пересекает ров на северо-востоке, образуя главный вход. Подобно входу в Ангкор Тхом, здесь были нага-балюстрады, изображавших богов и демонов, взбивающих молочный океан. По обеим стороныам тротуара на внешней стене тянется впечатляющий бордюр с большими скульптурами Гаруд. Начиная с этой северо-восточной дамбы, еще внутри внешнего (четвертого) ограждения, упомянутого выше, существует прямая древняя каменная вымощенная широкая дорога, ведущая к храму Прасат Преах Стунг, со своими собственными стенами ограждений и четырьмя входами с гопурами. Внутри храма полно обломков и растительности, что делает его трудно проходимым. Здесь есть террасы с бордюрами со святыми гусями Хамсас (вроде бы произносится как "Хансса"). Прасат Преах Стунг также известен местным жителям как Прасат Мук Буон, что означает «Храм четырех лиц", как и четырехликие башни Байона. Как и в случае Ангкор Тхом лица над входной гопурой, полагают, изображают Бодхисаттву Локешвару или Будду или короля Джаявармана VII или их сочетание. Существует только одно ещё место за пределами Ангкора с лицами на башнях храмов - это Бантеай Чма на северо-западе Камбоджи.

Храм Преах Стунг с ликами на башнях Прасат Бакана был расположен на западной окраине бывшего резервуара. Его берега имеют нага-балюстрады.   Барай покрывает площадь частично за пределами внешней стены ограждения города и на северо-востоке Прасат Бакана сейчас практически высох. Остальные озеро считается местом обитания крокодилов. Барай был 3 км в длину, 500 м в ширину и имеет искусственный остров в центре с обычным строение Мебон с центральной башней Прасат из песчаника на крестообразном фундаменте.

Bakan_Garudas

 

 

Основание Прасата украшено прекрасными барельефами Гаруд, трехглавым слоном Айравата и масками, изображающими богиню Кали. Башня была окружена ограждением с двумя зданиями называемых библиотеками внутри. Этот Мебон называется Преах Тхкол.   Вне укрепленного города, в юго-восточной части барая, находятся остатки 15 метровой пирамиды храма девятого века, которая, возможно, была построена предшествующим правителем в более ранний период. Пирамида называется Преах Дамрей, что означает "святой слон" и называться "храм слона". Двое из его оригинальных каменных слонов стоят на своих местах в верхних углах пирамиды. Они почитаются местными жителями и изысканные исторические скульптуры постоянно украшаются цветными лентами. Два других слона выставлены в Национальном музее Пномпеня и в Музей Гиме в Париже. Деревянное строение на вершине свидетельствует, что это святилище по-прежнему действует и является местом поклонения местных жителей. Основание малой пирамиды окружено ограждением из латерита на уровне земли с резьбой, где некоторые апсары все ещё в хорошем состоянии.

 
   

При использовании материалов сайта, активная ссылка на сайт обязательна