left1 Туры в Камбоджу. Знаменитый Ангкор Ват.
left2 Ангкор Байон Баннер

Энергетическая практика на Пхукете Игоря Красулина

left3
  Ангкор Ват
Up Menu
header

Прасат Краван

Prasat Kravan

ប្រាសាទក្រវាន់

Дата постройки: начало Х века (статуя Вишну был установлена в декабре 921.) Построен вишнуитским сановником Ан Шри Махиндраварманом при правлении короля Харшавармана I (посмертное имя: Рудралока)
Культ: индуистский: Вишну Трайлокинатха- Господь трех миров.
Расчищен Анри Маршалем с 1929 по 1931 и Жоржем Труве в 1935. В дальнейшем восстанавливался Бернардом Гролье с 1962 по 1966

Лучшее время для посещения: рано утром или в полдень, когда  солнечные лучи проникают внутрь святилища и лучше всего освещают барельефы. В остальное время, к сожалению, здесь довольно темно.

Следует обязательно увидеть не встречающиеся больше нигде великолепные барельефы, изображающие Вишну и Лакшми, высеченные на кирпичных стенах.

Prasat Kravan. Plan
   

Прасат Краван был основан не королем, а индуистскими религиозными деятелями, также как и Бантей Срей несколько десятилетий спустя. Поразительный факт то, что надписи не упоминают короля правившего страной во время постройки храма. Это довольно необычно и, возможно, знак смутного периода, пришедшего в царство кхмеров в то время. Два короля боролись за трон в 928 году, и уже в 921-ом столица королевства была перенесена в Кох Кер. Необычное для храма количество святилищ - пять, возможно, связано с принадлежностью основателей храма к определенной вишнуитской секте. Представление Бога в качестве Вишну с восемью руками, покровителя трех миров, также исключение из четырех рукой традиции.

Скорей всего Вы прибудете с запада, к задней части храма. Пять башен стоят достаточно близко друг к другу и размер  уменьшается по мере удаления от центрального святилища. Перед храмом две кирпичных платформы, одна из которых с круглыми отверстиями, вероятно, оставшиеся от столбов деревянного павильона.

С восточной большой крестообразная платформа или террасы открывается вид на храм. Учитывая расположение, она вполне могла быть основанием к въездным воротам - гопуре, возможно сделанной из дерева. Но следов ограждающей стены не были найдены вокруг Прасат Краван.

Прасат Краван. Вид спереди
Прасат Краван. Вид сзади
   

Масштабное восстановление этого, в значительной степени разрушенного храма, было предпринято между 1962 и 1966 годами. Недостающие кирпичи были заменены на новые, отмеченные знаком CA (сокращение Conservation d'Angkor), использованные при восстановлении, проведенного EFEO. В частности, таковые можно найти в стенах северного святилища. Фото справа ниже.

   
Прасат Краван. Дварапаласы
Прасат Краван. Кирпичи СА

 
Несколько поврежденных львов всё еще охраняют лестницы храма.

Обратите внимание на надписи на дверях косяков, прекрасно украшенные резьбой колонны и ряд лошадей на поврежденной притолоке.

Слева. Скульптурно выполненные дварапаласы в нишах на каждой стороне дверного проема охраняют вход в храм.

Внизу. Притолока: Центральные фигуры : Вишну на Гаруде, схватившего нага своими лапами, не были завершены.

Прасат Краван. Незавершенная притолока



Барельефы центрального святилища

Помещение святилища 3,5 на 3,5 метра содержит лингам на пьедестале и здесь, должно быть, когда-то был висящий небесный занавес, каменные крюки для которого все еще сохранились.

Южная стена центрального святилища изображает историю пятнадцатого аватара Вишну, когда он спустился на землю приняв облик карлика брахмна Ваманы, чтобы противостоять Бали, демону, мощь которого увеличивалась, беспокоя богов (см также стр 59). Вамана попросил Бали дать ему три шага земли и Бали Махарадж обещал ему это. Согласно Шримад Бхагаватам или Вишну Пурана, Вишну в аватаре карлика Вамана первым шагом охватил всю Землю, вторым шагом охватил всю Вселенную и далее спросил у Бали: "Куда же мне поставить ногу на третьем шаге?". Бали Махарадж, поняв, что не может сдержать данное им обещание, отдался на милость Верховной Личности Бога Вишну. Большая фигура Вишну изображена здесь слева от входа. Четыре руки Вишну держат Его обычные атрибуты - диск, шар, раковину и палицу. Одна из его ног стоит на постаменте рядом с молящейся фигурой, а другая стоит на цветущем лотосе, который держит его супруга Лакшми на фоне волнистых линий, изображающие волны океана.

Прасат Краван. Вишну на Гаруде

Слева. На северной стене великолепный Вишну верхом на Гаруде, с двумя поклоняющимися по бокам. Как и на лицевой панели, он изображен под триумфальной аркой тонкой резьбы и с его четырьмя атрибутами в руках.

Внизу. Фронтальная, западная стена. Редкое, если не уникальное, изображение восьмирукого Вишну в окружении 88 поклоняющихся в 6 рядах. Выше находится другой ряд из девяти фигур, которые могут изображать девять планет  и изображение крокодила. Значение крокодила наверху остаётся неясным. Крокодил иногда изображается над изображением стоящего Шивы (в Ангкор Ват и в Кбай Спеан), т.к. традиция связывает Шиву с крокодилом, но его присутствие здесь, над Вишну, остается загадкой. Ранее, мноими учеными, и даже Морисом Глезом считалось, что это гигантская ящерица. Вы же можете решить для себя сами, что это такое.

При хорошем освещении, можно увидеть, что среди восьмидесяти восьми маленьких фигурок семь женщин, носящих длинные платья, две фигуры имеют конские головы, из которых одна женщина. Один молящийся поднимает руки над головой, в то время как остальные держат их на уровне груди.

Прасат Краван. Вишну в окружени поклоников



Барельефы Северного Святилища

Прасат Краван. Лакшми

Шакти Вишну или супруга, Лакшми, изоблаженная стоящей в окружении молящихся фигур.

Она имеет четыре руки на её изображении на левой стене и только две руки на стене, обращенной на восток.

На левой стене богиня держит атрибуты, связанные с Вишну и Шивой.

Диск (Вишну) и трезубец (Шива) может быть четко видны.

Она является высшей Шакти, охватывающей все культы.

 

 

Прасат Краван. Лакшми
   
Использованы материалы книг Michael Petrochenko "Angkor Temples"; Maurice Glaize "Angkor" . Перевод с англ. автора сайта
При использовании материалов сайта, активная ссылка на сайт обязательна
 
footer
footer1
footer2