left1 Туры в Камбоджу. Знаменитый Ангкор Ват.
left2 Ангкор Байон Баннер

Энергетическая практика на Пхукете Игоря Красулина

left3
 
Ангкор Ват
Up Menu
header
Панорама Байона

Байон

Prasat Bayon

ប្រាសាទបាយ័ន

 

Дата: конец 12-ого - начало 13-ого столетия
Построен королём Джаяварманом VII
(посмертное имя: Маха Парамасангатапада)
Культ: Буддийский
Изучен Г.Дюфуром и Ч. Карпо (1901-1904)
Расчищен
Жаном Коммалем с 1911 по 1913 г.
Укрепление центральной башни
Жоржем Труве в 1933 г.
Анастилоз башен с 4-мя ликами и центральной башни Морисом Глиезом с 1939 по 1946 г.

 

Байон - известный своей архитектурой кхмерский храм в Ангкоре. Построенный в конце 12-ого столетия или в начале 13-ого столетия как официальный государственный храм Короля Джаявармана VII - буддиста направления Махаяны, Байон стоит в центре столицы Джаявармана - Ангкора Тхом. После смерти Джаявармана, он был изменен и увеличен более поздними индуистскими и буддистскими королями, проповедовавших Тхераваду в соответствии с их собственными религиозными предпочтениями.

Наиболее отличительная особенность Байона - это множество безмятежных и массивных каменных лиц на многих башнях, которые выступают из верхней террасы и группы вокруг ее центральной башни. Храм известен также двумя внушительными ансамблями барельефов, которые представляют необычную комбинацию мифологических, исторических и бытовых сцен.

Байон Джаяварман VII

Существует явное сходство между Королём Джаяварманом VII, чей портрет хранится в Музее Guimet в Париже (на фото слева), с каменными ликами на башнях Байона (фото справа).

Байон был последним государственным храмом, который был построен в Ангкоре и является единственном государственным храмом Ангкора, построенного прежде всего как буддистский храм Махаяны, посвященный Будде, хотя большое количество мелких и местных божества было также использовано как покровителей различных районов и городов царства.

Джаяварман VII развернул мощную строительную кампанию, которая широко использовала общественные работы, благодаря которым были построены стены и нага-мосты Ангкора Тхом и храмы Преах Кхан, Ta Прохм и Бантей Кдей. Похожесть 216 гигантских лиц на башнях храма на другие изображения короля привело многих ученых к заключению, что каменные лица являются лицом Джаявармана VII. Другие говорят, что лица принадлежат Бодхисатве по имени Авалокитшвара или Локешвара. Эти две гипотезы не должны расцениваться как взаимно исключающие.

Байон

Знаменитый исследователь Ангкора Джордж Кодес предполагал, что Джаяварман следовал традиции кхмерских монархов и расценивал себя как "девараджа" (бог-король), но что существенно отличало его от его предшественников, так это то, что те проповедовали индуистскую религию и расценивали себя как единосущными с Шивой и его фаллическим символом - лингой, а Джаяварман, будучи буддистом, идентифицировал себя с Буддой и Бодхисаттвой.

Со времен Джаявармана VII Байон перенес многочисленные дополнения и изменения благодаря последующим монархам. В течение правления Джаявармана VIII в середине 13-ого столетия, кхмерская империя вернулась к индуизму и его государственный храм был соответственно изменен. В более поздние столетия, Буддизм Тхеравады стал доминирующей религией, приведя его еще к большим изменениям, прежде, чем храм был, в конечном счете, оставлен джунглям.

Байон

Современные элементы, которые не были частью первоначального плана, включают террасу на востоке храма, "библиотеки" (фото справа), квадратные углы внутренней галереи и части верхней террасы. Храм ориентирован на восток и, таким образом, его внутренние дворы строений ориентированы назад- на запад, выровненных вдоль оси восток-запад. Поскольку храм расположен точно по центру Ангкора Тхом, дороги ведут к нему непрямую от ворот с каждой из сторон света. Сам по себе храм не имеет стен или рвов, их заменяют стены и рвы города, которые ограждают площадь 9 квадратных километров и являются в южном направлении намного шире чем в Ангкоре Ват.

Байон

В самом храме есть два вложения, образованными галереями (фото слева) и верхняя терраса как первое окружение. Между  этими элементами довольно небольшое пространство, что создаёт впечатление давления их друг на друга . В отличие от Ангкора Ват, который производит впечатление размахом его архитектуры и открытых площадей, Байон  сжат в пределах ограниченного пространства, который кажется издалека каменным хаосом.

   
 

Внешние барельефы Байона

 

Северная стена.

Два солдата оказывают помощь раненому кхмерскому полководцу, вполне возможно, в будущем Джаяварману VII

 Внешний барельеф Байона. Северная стена.

 

Слева еще один раненый лежит в паланкине, который несут солдаты


 

Здесь наступающие как с правой так и с левой сторон, Чамы наносят серьезные удары армии кхмеров. Некоторые солдаты пойманы в сеть. Трупы, в основном солдат чамов, сложены в братску могилу. Наступающие справа армия чамов атакует беспорядочно отступающую армию кхмеров. Паникующие войска кхмеров пытаются бежать в гору


 

Эта довольно сильно поврежденная стена изображает армию Чамов обращающая в бегство армию кхмеров. Действие разворачивается справа налево. Резьба этой панели не выходят за рамки нижнем ряда. Она изображает довольно любопытный сухопутный бой, в котором кхмерские солдаты побеждают несколько солдат чамов. В других секциях кхмеров сражаются с кхмерами.

 

Женщины принесли подарки сановнику, чьё лицо не было вырезано, в компании двух дам. Дворец или храм, в котором происходит сцена окружен рвом, изображенный прямой, с левой стороны и рекой с рыбой с правой стороны, изображенной извилистыми линиями.


 

Группа поклоняющихся приносят подношения отшельникам в лесу.    Далее игровой цирк. Окруженный музыкантами два жонглера демонстрирует свое мастерство. Над ними, "гладиаторы" и борцы.


 

Высокопоставленные сановники сидят в великолепном дворце. На переднем плане парад различных животных, в числе которых, кролики, обезьяны, журавли, носороги была организована для их развлечения


 

Армия чамов прибывает с запада.




 

Западная стена. Гражданская война.

Барельеф начинается с надписи, которая означает: “король удаляется в лес, где воздаёт почести святому Индрабхисаку”, что согласно Кодесу, означает древний ведический обряд "Посвящения Индры". Процессия, движущаяся справа налево во главе торжествующего короля на своем слоне. Перед ним полк пехотинцев следует за священным ковчегом. Сзади женщины и дети прощаются с мужчинами, что является началом барельефа 'гражданской войны', изображенного далее.


Надпись на этом барельефе гласит: "... Король преследует побежденных, поражая их ...".  Солдаты преодолевают озеро, где очень большая рыба пожирает оленя с надписью "Олень- пища". Налево от оленя изображена большая креветка. Барельеф на верхних рядах не закончен.


Гражданская война. Уличные сцены в нижнем ряду изображают возбужденную толпу. Некоторые из людей готовы вступить в драку друг с другом. Многие смотрят вверх и показывают пальцем на на сцену происходящую над ними, где король (к сожалению, эта главная фигура не была вырезана) собирается убить усатого высокопоставленного офицера.


 

Мертвые солдаты лежат на земле. Слева, отрубленные головы показывают правителю, едущему в паланкине.


 

На нижнем ряду армия кхмеров, идет слева направо. Один из генералов носит квадратный нагрудник




 

Далее слева армия кхмеров прорывается по правому флангу боев других кхмерских войск.


 

Этот барельеф, вероятно, изображает местное восстание против власти короля Ангкора и с какой жестокостью оно было подавлено.


 

Затем армия проходит по горе с отшельниками. Двое из них ищут убежище на дереве, чтобы спастись от тигра.




 

На вершине холма, группа рабочих или рабов начинает строительство каменного здания под командованием нескольких мастеров, отдающих приказы.


 

Над ними справа, носорог наблюдает эту сцену.


 

Южная стена

Западная часть

Внизу справа налево: слуги сервируют еду, приготовленную в полевой кухне, изображенной в нижнем ряду. Над кухней изображены деревья, в которых обитают птицы и играют обезьяны. Внизу слева: человек с топорам и зубилом, человек, несущий банановый лист и другие обрезки дерева.


 

Сражение между кхмерами и чамами, произошедшее в 1181 году под предводительством Джаявармана VII, положившее конец оккупации Камбоджи чамами. Кхмеры справа, чамы слева.


 

Высадка трех лодок, полных чамских солдат. Высокий солдат чамов держит веревку, привязанную к носу лодки.


 

На нижнем ряду восхитительная сцена из повседневной жизни. Полевая кухня в которой слуги разносят блюда на банановых листьях, кто-то высыпает рис в котелок, стоящий на огне. Наверху на деревьях птицы и играющие обезьяны, среди которых, одна у другой выбирает блох.

Южная стена восточная часть.

Морское сражение.


 

Армада кхмерских лодок, идущие от обеих сторон, но в основном с левой стороны, окружает только корабль чамов, изображенный на этой панели. Чамы, находящиеся в меньшинстве, терпят поражение в этом столкновении.



Здесь видно как использовались веревки, чтобы притянуть лодку противника. Матросы падают за борт в пасть крокодилов. Вероятно здесь изображен король, празднующий победу в плавающем дворце, окруженного музыкантами, танцовщицами и «гладиаторами».



 

Восточная стена

Здесь изображен торговый дом богатого китайского купца вместе с кухней или рестораном внизу. Козы или олени свисают с каркаса потолка и блюда варятся внизу. Наверху, по всей видимости, купец проводит собрание. Двое китайцев держат большую птицу. Наверху женщина, возможно жена купца, отдаёт команды группе женщин.  Птицы сидят на крышах. Справа от двери армия карабкается вверх по склону, с искусно и уникально изображенными слонами и их погонщиками на обоих концах этой панели.  Здесь слоны несут не царя и генералов, как это обычно бывает, а конусообразные урны, возможно, содержащие жертвоприношения. Буйвол с длинными рогами привязан к столбу, для приношения в жертву (на верхнем ряду, здесь не видно). Церемония проходит по вершине холма, где можно различить священнослужителей.


 

Три ряда барельефов изображают кхмерскую армию в процессии на пути к битве, которая пройдет на северной части стены. Ряды здесь используются для организации порядка процессии. Король, ведущий процессию, изображен на верхнем ряду в то время как гражданские, обеспечивающие снабжение армии, в левой части нижнего ряда в конце процессии. Процессия, ведомая королем, изображена на верхнем ряду (здесь не видно) в окружении всадников. На нижних двух рядах: генералы едущие на слонах, всадники и пехотинцы, некоторые из которых китайцы с ярко выраженными бородами и головными уборами. Этих китайских солдат можно снова увидеть на следующей панели, сражающихся на стороне кхмеров.

 

Начинается битва с чамскими солдатами надвигающимися справа. Битва продолжается, на верхнем ряду у двух слонов кхмерских генералов погонщиками являются чамы. На нижнем ряду парад с китайскими и кхмерскими солдатами на предыдущей панели сражаются на одной стороне. В среднем ряду два генерала Чамов на своих слонах отступают. Стрелы летают вокруг них. На нижнем ряду справа кхмеры с обеих сторон атакуют Чамов. Здесь же на самом верхнем ряду колесница кхмеров, защищенная щитом. На нижнем ряду справа от двери красивая сцена с двумя сражающимися слонами. Чуть дальше чамский солдат падает с лошади.



В задней части процессии армейские провизия везётся на слонах и телегах, запряженных буйволами. Человек на дереве стреляет из лука в птицу. Обратите внимание на сетчатые щиты перед каждым слоном, возможно, защищающих их от стрел.



 

женщина дает черепаху человеку, простые люди готовят еду и родители несут своих детей, леди сидит на спине слона, везущего провизию. Птицы летают над ней. Ниже, мужчины несут сундуки.


 

Продолжение сцены, описанной на предыдущей странице, эти панели изображают полную победу кхмеров над Чамами в сухопутном сражении. Это секция, где форма седел слонов позволяет видеть, кто есть кто в этом бешеном рукопашном  бою.  На трех рядах армия кхмеров (пехота и генералы на боевых слонов) идут на бой. Солдаты, убитые или раненые, лежат на земле.


 

Сам король едет на лошади, а не на слоне, как это обычно бывает


 

впереди священного ковчега  и генералов верхом на слонах, он сопровождается тремя принцессами в паланкинах с музыкантами и слугами.



Использованы материалы книг Maurice Glaize "Angkor" ; Michael Petrochenko "Angkor Temples"; Claude Jacques, Michael Freeman "Angkor Cities and Temples". Перевод с англ. автора сайта
При использовании материалов сайта, активная ссылка на сайт обязательна
 
 
footer
footer1
footer2