left1 Туры в Камбоджу. Знаменитый Ангкор Ват.
left2 Ангкор Байон Баннер

Энергетическая практика на Пхукете Игоря Красулина

left3
Ангкор Ват
Up Menu
header

Голубев

Голубев Виктор Викторович

Goloubew

 


Голубев Виктор Викторович родился 12 февраля 1878 г. в Петербурге. Дворянином стал его дед – Федор Иванович Голубев, а благополучия добился отец - Виктор Федорович Голубев, путеец, предприниматель и меценат, общавшийся с такими людьми, как Ф.М. Достоевский и Н.А. Некрасов. В.Ф. Голубев собирал произведения европейского изобразительного прикладного искусства, а его жена Анна Петровна свободно владела несколькими европейскими языками, увлекалась французской литературой и музыкой. Такая среда сформировала у Виктора Голубева качества искусствоведа, дала филологическую и искусствоведческую подготовку. Виктор Голубев играл на скрипке и у него была скрипка Страдивари.

В 1901 году Виктор Голубев закончил физико-математический факультет СанктПетербургского университета и уехал вместе со своей женой Натальей Васильевной в Гейдельбергский университет, где защитил диссертацию, после чего они переехали в Париж и у Голубевых родились два сына. Наталья Васильевна, будучи одной из самых эффектных женщин парижского общества ушла от Виктора Голубева к Габриэлю д'Аннунцио, итальянскому драматургу и поэту. После Первой мировой войны Виктор Голубев потерял их следы и до конца жизни оставался одиноким.

В процессе научной работы у Голубева формируется увлечение Востоком и очень скоро он становится одним из главных экспертов по истории буддийского и светского искусства Индии и Дальнего Востока. За шестимесячную научную экспедицию Голубева в Индию и на Цейлон французское правительство награждает его орденом Почетного легиона, а на основе материалов Голубева в 1920 году учреждается отдел фотодокументов Музея Гимэ в Париже. Во время Первой мировой войны, Голубев был представителем Русского Красного Креста во Франциии он был награжден французским крестом «За боевые заслуги» за смелость в Первой Русской пехотной бригаде, направленной Николаем II на французский фронт. После войны Голубев познакомился с санскритологом и экспертом по древней Камбодже, учредителем и первым директором EFEO Луи Фино (1864–1935). 4 августа 1920 года по направлению Луи Фино Академия надписей и изящной словесности принимает Виктора Голубева член-корреспондентом EFEO. Вскоре после этого они вместе уезжают в Камбоджу.

В своей первой экспедиции в Ангкор с Л. Фино и А. Пармантье, руководителем археологических работ EFEO, Голубев работал в Байоне и НикПин. В ходе этой работы он быстро освоил методы археологии. Фино и Голубева заинтересовало происхождение ликов Байона и они предполагали, что древние кхмеры изобразили бодхисатву Локешвару ( на санскрите Авалокитешвара). БантеайЧхмар – храм традиции Махаяна, один из барельефов которого изобажал бодхисатву Авалокитешвара с идентичными ликам Байона деталям лица, подтвердил их предположение. Таким образом Голубев доказал, что Байон – это буддийский храм, а не шиваитский, построенный Яшоварманом I, как считалось до этого. Моделью для ликов Байона послужил сам Джаяварман VII, стоитель Байона, живший на три века позже.

В 1922 году Голубев организовал на выставке в Марселе индокитайский павильон. На нём он представил семь неизвестных ранее скульптур Ангкора, две линги, статую Будды под Мукалиндой, статуи асуров и девов. 

Во время своей второй экспедиции в Ангкор с декабря 1923 по май 1924 года, Голубев вплотную занимается АнгкоромВат. В Ангкоре Ват Голубев использовал метод создания последовательного фотодокументирования с последующей публикацией, уже применявшийся им в пещерах Аджанты в Индии, так как осознавал, что архитектура, планировка, скульптуры и барельефы представляют собой неразрывное целое памятника храмов того периода. Изучая барельефы Ангкора, Голубев обратил внимание на необычные для Ангкора того периода изображения Шивы и брахманов с клинообразными бородками. Сравнивая их с изображениями даосов эпохи Мин, Голубев предположил, что китайски резчики участвовали в оформлении АнгкораВат, что подтвердилось Чжоу Дагуаном, китайским дипломатом посетившим Ангкор в 1297 году, который отметил, что в те времена (в Китае эпохи Сун и Юань) Камбоджа процветала и китайцы искали там работу.

С 1929 по 1932 год издаются семь огромных томов по архитектуре, орнаментальной скульптуре и галерее барельефов АнгкорВата, в которых в общей сложности было опубликовано около тысячи иллюстраций на основе собственных фотографий Голубева и исследование истории этого храма.

В октябре 1931 году Голубев собирается в новую археологическую экспедицию, для проверки предположения, что не Пхимеанакас, а ПхномБакхенг был центром столицы Ангкора Яшодхарапуры и в июле 1932 года его назначают руководителем этих раскопок, которые длились пять месяцев. Голубеву удалось по договорённости с командующим военно-морским флотом Индокитая, облететь на гидроплане Яшодхарапуру, чтобы уточнить её очертания, и Харихаралайю – древнюю столицу в Ролуосе. На основе этой аэрофотосъемки площади в 70 кв. км была составлена карта Ангкора в масштабе 1:10 000. На этой карте стала видна магистральная дорога, соединяющая две древние столицы- Харихаралайю в Ролуосе и Яшодхарапуру в Ангкоре. Для более точного определения внешней границы Яшодхарапуры Голубев и Анри Маршаль, второй хранитель Анкгора, посвятивший ему всю свою жизнь, объехали на слонах там, где должен был быть земляной вал и нанесли найденные его остатки на карту. Голубев доказал, что ПхномБакхенг являлся центром столицы Яшовармана I и что границы Яшодхарапуры не совпадали с границами АнкгорТхома. С четырех сторон храм был окружен прямоугольной насыпью, за которой шёл ров, заполненный водой.

В этой экспедиции Голубев заболел болотной лихорадкой, но не смотря на это он снова едет в Пхном Бакхенг и работает там с декабря 1933 по март 1934 года. На этот раз его интересовали стелы основания ПхномБакхенга и АнгкорТхома за южными городскими воротами, Бапхуон и остатки гидросистемы АнгкорТхома.

В 1934 году Голубев приезжает в Лондон на I Международный конгресс антропологических и этнологических наук и выступает с докладами в Академии надписей и изящной словесности и в лондонском Индийском обществе , где представленная теория Яшодхарапуры получает признание. Академия надписей и изящной словесности наградила Голубева премией Жиля за работы по Камбодже и Вьетнаму.

В марте 1936 года Голубев начинает раскопки у Ворот Смерти АнгкораТхом. Вдоль линии городской черты открылись следы двойной насыпи и канала. Он обнаружил разветвленную сеть каналов, идущих от бараев как к городу, так и южным рисовым полям. Вдоль основных улиц также текли каналы. Голубев не мог обойтись без аэрофотосьёмки и снова облетает древние столицы ЧхокГарьяр, Ишанапура, а также испещренный сетью ирригационных каналов район рядом с Ангкором Тхом. Специалисты по мелиорации рассчитали для Голубева, что Восточный и Западный Бараи орошали 15 тыс. гектаров полей. Это и было основой могущества Кхмерской империи.

Виктор Викторович Голубев провёл в общей сложности около 20 экспедиций в разные районы Индокитая и регионы Азии. Он открыл бронзовый век в Юго-Восточной Азии.

Виктор Викторович Голубев умер 19 апреля 1945 года в клинике Святого Павла в Ханое. В последний путь его сопровождали трое коллег из EFEO. Похоронили Виктора Викторовича на одном из французских кладбищ в Ханое. В начале 60-х годов все захоронения были переправлены во Францию и место захоронения там потеряно.

 

Использованы материалы статьи Владимира Антощенко "Victor Goloubew на руинах Ангкора"
При использовании материалов сайта, активная ссылка на сайт обязательна
 
 
footer
footer1
footer2