Ангкор Ват
Up Menu
header

Ангкор

Повседневная жизнь

Война и военное искусство

   
 
left1 Туры в Камбоджу. Знаменитый Ангкор Ват.
left2 Ангкор Байон Баннер

Энергетическая практика на Пхукете Игоря Красулина

left3

Складывается такое впечатление, что не было такого момента в истории Камбоджи, когда кхмеры не воевали друг с другом или с внешними врагами. В повествованиях Жоу Дагуана о классическом кхмерском периоде содержится немного информации об этом. Гораздо больше информации можно почерпнуть о вооружении, порядке сражения и войне самой по себе из барельефов
Ангкора Ват, Байона и Бантей Срей. Даже учение Будды о миролюбии и его запрещение убийств не удерживало Джаявармана VII от жажды собственного прославления, что, кажется, было хуже и кровопролитнее, чем даже вторжение Чампы.

Обычные кхмерские солдаты, так же как и офицеры могли быть вооружены копьем, луком со стрелами в колчане, саблями различной длины, ножами и кинжалами различных размеров или своего рода алебардой, известная как "пхка'к". Последняя представляла из себя железный топор на длинном древке, изогнутым на конце. На барельефах Ангкора Ват пхка'к изображён в руках высокопоставленных воинов, сидящих на слонах и лошадях. Это оружие до сих пор используется для охоты и работы в лесу. Арбалеты уже были известны, но чрезвычайно редко изображались на барельефах.

Из оборонительной экипировки было два вида щитов: круглые, украшенные растительным или цветочные орнаментом и длинные, украшенные по верхнему краю. Воины с длинными щитами могли группироваться, формируя своего рода оборонительное заграждение. Оба типа щитов, вероятно, были сделаны из дерева и кожи с использованием металлической пластины. Хотя большинство воинов носило только своего рода жакет с короткими рукавами (иногда напоминающий стёганую хлопковую 'кольчугу' в использовавшуюся в Месопотамии), многие были защищены цилиндрическим кирасами, часто с одним или двумя ножами, привязанными к ним для ближнего боя.

Намного более сложное вооружение изображено в Байоне и Бантей Срей. , особенно для пехоты. Оно включает баллисту, водружённую или на заднюю часть слона или на колесах, способная выезжать на поле боя. Она состояла из двух луков, расположенных друг напротив друга, натягиваемых двумя лучниками и стреляла стрелами с огромной силой. Щиты на колесах - ещё одно новшество правления Джаявармана VII.

Боевое подразделение состояло из пехотинцев, трех - четырех кавалеристов и одного военного слона. Слоны держались для короля и для его самых высоких офицеров. Они сидели на слонах без крыши, в украшенных паланкинах, с погонщиком, сидящим впереди, чтобы управлять слоном, и владели различными видами оружия - копьем со щитом, пхка'к или лук со стрелами. Кавалерия ездила на лошадях без седла и стремян, и в течение боя верховые воины часто стояли на крупах своих коней. В большой процессии, изображенной в Ангкоре Ват, кавалеристов (и некоторых пехотинцев) отличал головной убор в форме голов орла или оленей. Военные колесницы были очень похожи на телеги без крыши, запряжённые парой лошадей.

Некоторые подразделения кхмерской армии состояли из иностранных наемников, таких как колоритная сиамская колонна, изображенная на барельефах Южной Галереи Ангкора Ват, с их бусами, головными уборами, похожими на парики, и украшенными бисером жакетами и юбками. Они идут во главе с тайским генералом, сидящим на слоне. Даже таких традиционных врагов, как чамы, и их можно узнать по их головным уборам, похожим на цветы, и вьетнамцы, которые могли быть завербованы на военную службу Ангкора.

Кхмерская армия на поле боя, должно быть, имела внушительный вид и производила устрашающий звук. Наступление сопровождалось военным маршем с огромным гонгом, в который бил малого роста человек, фанфарами, бронзовыми кастаньетами и взрывами от снарядов. Ковчег со Священным Огнём, под наблюдением браминских священников, несли вперед в сражение. Не обходилось без зонтиков, знамен и боевых штандартов. Последние состояли из флагштока с маленькой бронзовой фигуркой Ханумана (генерала-обезьяны из Рамаяны) или Вишну, сидящего на гаруде, или же вообще одна гаруда. Запасы еды для армии везлись в крытых фургонах, запряжённых волами, или сложенные на слонах, в то время как свиньи велись за обозом. Было много гражданских, следовавших за обозом, возможно жены и дети солдат. Женщины намного более высокого ранга путешествовали в паланкинах, рикшах и стульях-носилках (портшез).

Большие морские сражения с Чампой изображаются в Байоне и Бантей Срей., что обе стороны, используют чрезвычайно похожие суда, украшенные гарудами на носу и нагами на корме. Каждое судно имело 20 - 42 гребцов и рулевого, и, должно было быть внушительных размеров. Эти кровавые стычки на водах Тонле Сап включали использование абордажных крюков.

На Жоу Дагуана кхмерское военное искусство не произвело впечатления, что он выразил кратким заявлением: "Вообще говоря, эти люди не имеют ни дисциплины, ни стратегии".

Использованы материалы книги Michael D. Coe "Angkor and Khmer Civilization", перевод с англ. автора сайта
При использовании материалов сайта, активная ссылка на сайт обязательна
 
 
footer
footer1
footer2