Ангкор Ват

Ангкор

Повседневная жизнь

Ритуальная жизнь в классическом Ангкоре

   
 
Махабхарата

Сита и Рама

Со многими тысячами индусских религиозных построек, от государственных храмов Ангкора до маленьких деревенских часовней и с его огромными буддистскими комплексами  и живших в них монахами, в городах Камбоджи и сельской местности, должно быть, бурлила религиозная жизнь. Очевидно, что позиции буддизма Тхеравады стали более сильными ко времени посещения Жоу Да Гуана, но и другие две религиозные традиции продолжали играть важные роли.

Брахманский индуизм был повсеместно распространён практически в течение всего классического периода и только частично и временно  был заслонен махаянизмом Джаявармана VII. Индуизм не относится к религиям, требующим прихода, типа буддизма или христианства, но сосредоточен на индивидуальной преданности и почитание бога в ритуале, который всегда был на попечении священника-брамина. Храм или часовня должны были там обеспечить дом, в котором божество могло обрести временное пристанище, где оно имело бы место, чтобы поесть, искупаться и даже поспать. Если все хорошо проходило, то тогда бог обретал жизнь в каменном, деревянном или металлическом образе.

Набожность была двухсторонним своего рода контрактом с богом, в соответствии с которым приверженец приносил цветы, ладан, фрукты, очищенное масло, кокосовый сок и т.п. на алтарь, получая взамен освещённые жертвоприношения (прасад) вместе с духовным благословением (даршан), который происходил из визуального контакта с ожившим образом. В этом смысле, каждая из тысяч классических кхмерских скульптур богов, которые стоят в музеях, коллекциях, и в законсервированном виде в Ангкоре, когда-то располагались в центре затемненных часовнях или святилищ, которым поклонялась согласно установленной брахманской практике.

Кхмерский богомолец, один или в составе группы, приходил в храм с соответствующими жертвоприношениями и проносил их через украшенные внешние постройки комплекса к центральному святилищу, где жил бог, совершая обход по часовой стрелке (прадабхина, благоприятное направление) вокруг священного места, постепенно приближаясь. Когда он приближался к святилищу, он проходил через внешние помещения, среди которых были залы, где бог предпринимал омовения, спал или развлекался с танцовщицами и музыкантами.

Само по себе святилище не украшалось и не освещалось. Входить туда разрешалось только Брамину, который действовал как посредник между верующим и божеством. Священник брал пожертвования и преподносил их богу, помазывая его благовониями и украшая его образ гирляндами. После того, как статуя бога была обкурена благовониями из специальной лампы, священник приносил эту лампу пришедшим верующим, чтобы они могли быстро проводить руки через огонь. Наконец, ладони складывались одна к одной и поднимались (в Таиланде ритуал "Вай"), и верующий устанавливал визуальный контакт с богом, получая даршан благословение).

Несомненно, для богатых людей, правителей и членов королевской семьи, религиозные ритуалы представляли из себя роскошные процессии с большим количеством музыкантов, танцовщиц и священных слонов, но даже король должен был кротко пасть ниц перед богами, и барельефы Баньона, изображающие Джаявармана VII, поклоняющегося в святилищах Вишну и Шивы доказывают это.

На этом эскизе барельефа Байона изображён распростёртый перед образом Вишну Джаяварман VII.

Эскиз барельефа Байона. Джаяварман VII перед Вишну.

Кхмерские художники и архитекторы распологали притолоки, украшенные искусно вырезанными из песчаника гирляндами и растительным орнаментом по дверям храма, около входов изображались охраняющие их небесные молодые люди  и прекрасные девы (деватас). Это должно было сделать дом красивым, в котором божеству нравилось бы жить.

При входе в буддистский храм, будь он храм махаяны или тхеравады, которыми были уже многие храмы к концу тринадцатого столетия, верующие возносили дань почтения "Трем Драгоценностям Буддизма" или "Трём Убежищам":
1) Будде, представленным образом (статуей),
2) Дхамма или Дхарма, учение Будды, и
3) Сангха, сообщество монахов.
Верующий выказывал почтение , кланяясь три раза, стоя или становясь на колени с вознесёнными ладонями.
Как и с индусским поклонением, жертвоприношения, сопровождаемые пением стихов, подносились к статуе и, обычно, состояли из цветов, ладана, и иногда ритуальной полосы ткани. В традиции махаяны, жертвоприношения были весьма сложны, с семью различными жертвоприношениями, каждый в отдельном котелке для подаяний. Буддисты махаяны, к которым принадлежал и Джаяварман VII, выказывали специальное благоговение к образам Авалокитешвары, Бодхисаттвы бесконечного сострадания и милосердия. В этой ветви Буддизма, образы были наполнены духом и мощью существа, которое они представляли, но для более строгой Тхеравады, они были просто напоминаниями о жизни Будды и его Учения. Независимо от того какой ветви служили образы, они должны были быть освящены прежде, чем они начали выполнить свою функцию в храме, таком как Байон или в часовне.

Использованы материалы книги Michael D. Coe "Angkor and Khmer Civilization", перевод с англ. автора сайта
При использовании материалов сайта, активная ссылка на сайт обязательна