|
||
****JavaScript based drop down DHTML menu generated by NavStudio. (OpenCube Inc. - http://www.opencube.com)****
|
||
Бантеай Чмаបន្ទាយឆ្មារ если на отображаются символы скачать кмерский шрифт Banteay Chhmarконец 12-ого -начало 13-ого века Лучшее время посещения : Храм Бантеай Чма находится в деревне из 14 дворов, носящей то же название и находящейся в округе Тхма Пуок провинции Бантеай Меанчей в северо-западной Камбодже в 63 км севернее Сисопхона и в 20 км восточнее границы с Таиландом. В этом храме Вы имеете довольно редкую возможность увидеть древний кхмерский храм таких размеров и такого значения не тронутого реставрацией, чтобы оценить гигантский многолетний труд вначале французских хранителей и реставраторов Ангкора, таких как Жан Коммаль , Анри Маршаль и Морис Глиез, а сейчас и всего мира, принимающего участие в восстановлении, правда, только центрального Ангкора. Также не может Вас не порадовать, как и в других храмах, находящихся в стороне от протоптанных туристических троп, отсутствие толп тех самых туристов и неизбалованность ими местного населения. Бантей Чма является одним из крупнейших главных городских храмовых комплексов построенных кхмерскими королями. Он также является одним из наиболее интересных, окруженный большими рвами, он имел входы ведущие через четыре тротуара по обеим сторонам которого стояли дэвы и асуры держащие короля змей Васуки, как в Преах Кхан. Бантей Чма отличается от других храмов и знаменит башнями с ликами и барельефами, подобными ликам и барельефам Байона, статуями Будды, которые избежали разрушения в периоды индуитской реставрации религии в Камбодже времён Джаявармана VIII, несколькими индуистскими фронтонами , изображающих сцены, редко встречающиеся в других местах. Все эти элементы создают уникальную композицию. На первый взгляд план храма выглядит так, как будто он точно выровнен по оси с востока на запад , но спутниковые фотографии показывают отклонение на северо-восток. Храм не был построен точно в центре участка, образованного окружающими рвами, а был немного смещён на север, из-за чего южный участок стал больше. Бантей Чма не сильно отличается этим от других храмов, асимметрия часто встречается у древних кхмеров Вцелом, храм находится в полуразрушенном состоянии, потому как восстановительные работы в 20-ом веке в Бантеай Чма не проводились. Целые секции барельефов галерей обрушились и с трудом вериться, что мы увидим эти сцены, которые были потеряны десятилетия, если не столетия назад, хотя то, что фрагменты этих барельефов до сих пор лежат точно там же, где упали , оставляет надежду, что они когда-нибудь будут собраны. Восемь окружающих святилищ, некоторые из которых имеют башни с ликами, были построены вокруг главного храма , два из них за пределами города . |
||
Гравированная надпись и пять обожествленных статуй были возведены позднее в дополнительном святилище, несколько на восток от центрального святилища. Гравировка, найденная в святилище на старом кхмерском, а не на санскрите Джаявармана, который он использовал для официальных посвящений храма, говорит, что одна из святынь была посвящена наследному принцу, Шриндракумару или принцу Индра и четырем армейским офицерам , два из которых погибли, защищая короля Яшовармана II , а два других , защищая Шриндракумару . Принц Шриндракумара известен только из надписей и барельефов Бантей Чма, но ту главную роль, которую он играет в барельефах, описывающих события тех времен, может только означать его первостепенную роль в политике того времени. Собственные сыны Джаявармана известны только из длинных санскритских посвящений на камнях его храмов. Можно с большой долей уверенности утверждать, что принц Индра не был сыном Джаявармана, но на какое-то время он занял второе место у короля, но только в Бантей Чма, второй столице империи, и ему было поручено исполнение ключевых военных миссий короля в стране и за рубежом. Пусть не вводит в заблуждение, что принц Индра имел то же имя, что и король Индраварман П, предполагаемый преемник Джаявармана, о котором у нас нет никакой информации и который не оставил никаких гравированных текстов или храмов. Похоже, что принц Индра умер как принц, после чего его обожествленная статуя была воздвигнута в Бантей Чма. Информация о точном отношении принца Индры к Джаяварману довольно смутные, но все варианты истории его жизни подразумевают прочную связь между ним и Бантей Чма и определяют важную роль этого храмового города в политике империи. |
||
Огромный барай, ныне напоминающий болото, предшествует храму на востоке, слегка к северу от восточно-западной оси храмов и встречает нас на пути к храму. Как и обычно для бараев в центре его находится святилище - мебон. |
Вход на восточной стороне является единственным и главным. Женщина на фото под зонтиком не проверяет билеты, а собирает пожертвования в Буддийский Новый 2557 год, как в России или Украине колядование. |
|
Весь храм окружает огромный ров с водой, как в Ангкоре Ват |
||
Ряды дэвов и асуров, держащих нага, когда-то стояли здесь как в Ангкоре Тхом и Преах Кхан на данный момент давно уже украдены ворами на восточном, главном входе, но остались на северном входе, через который сейчас нельзя войти. Изображения Будды,на стенах входа над божествами избежали уничтожения воинствующими индуистами. |
||
Северный вход |
Фрагмент восточного входа |
|
Дхармасала с планом, похожим на такие же в Та Прохме и Преах Кхан. Отличается довольно грубой постройкой и отсутствием какой либо декорирующей резьбы на здании. |
||
На восточном входе остались великолепные гаруда-нага балюстрады, благодаря тому, что долгое время были погребены под землей |
В храм можно попасть через через главные ворота, метка 1А, или чере восточный вход через дверь, сделанной в стене с барельефами метка 1 на плане ниже. |
|
Внутренние Храмы |
||
Метка 2 Восточная секция , которая называется "Залом Киннаров" включает в себя несколько красивых и довольно интересных фронтонов (подробности ниже) . |
||
Метка 3 . По обеим сторонам Зала Киннаров руины святилищ построенных на высоком основании, украшенных львами и гарудами в позе атлантов , подобные таким же на Террасе Слонов в Ангкоре. |
Метка 4. Большая библиотека . На самом верху осталось нижняя часть фронтона изображающего хорошо сохранившегося демона Равану, трясущего гору Кайласа. |
|
Метка 5. Хорошо сохранившиеся башни с ликами, добавленные позднее, охватывают северный фронтон соседнего святилища. Это объясняет, почему прекрасный фронтон изображает медитирующего Будду под защитой капюшона царицы змей Мукалинды находится внутри башни с ликами! Это святилище было полностью восстановлено в 2012 году. |
||
Красивая галерея ведет к башне с ликами Будды и красиво оформленная дверь внутрь башни с восьмигранными колоннами и резными пилястрами. |
||
Метка 6. Небольшие Будды наверху стены. |
Метка 7. Руины центрального святилища, которое не было больше, чем два других святилища, примыкающих к нему. |
|
Метка 11. На данный момент башня с ликами на юго-восточном углу все еще стоит только благодаря чудесам эквилибристики. То, что она рухнет, к сожалению, только вопрос времени, и может произойти в любой момент, поэтому держите безопасную дистанцию при осмотре |
Метка 8. Стоящий Локешвара без головы. Метка 10. Неясная композиция на фронтоне башни. Центральная фигура затерта, по всей видимости, религиозными фанатиками других вероисповеданий. Скорей всего это Будда, сидящий на троне. Две молящиеся фигуры по бокам сидят в фас и две по краям в профиль. |
|
Метка 9. На северной стороне святилища увенчаны башней с четырьмя ликами с четырехруким Бодхисаттвой, восседающим на троне. |
||
Метка 12. Бордюр из Будд украшает верх латеритовой стены. В Ангкоре эти изображения Будд были уничтожены. |
Метка 13. Выход на западной стороне , где по обеим сторонам двери , стоят великолепные многорукие Локешвары. Обратите внимание, что в правой руке Локешвара держит крошечного Бодхисатву. |
|
Посмотреть в полном разрешении (6,3 Мб) | ||
Зал КиннаровСтроение этой секции напоминает Зал Танцовщиц в Та Прохм или Преах Кхан, но апсар, украшающих там бордюры, здесь сменили киннары - наполовину женщины, наполовину птицы - мифические существа, певцы и музыканты, на небесах живущие вместе с гандхарвами и апсарами. |
||
Вход в зал Киннаров с прямой и с обратной стороны |
||
Великолепно оформленные колонны галерей. Некоторые киннары изображены с головами животных, в частности, здесь трехголовый конь, подобное изображение довольно редко встречается. Метка 1. |
Метка 2. Барельеф изображает различные этапы конфликта короля Шишупалы с Кришной: |
|
сначала юный Шишупала показан на коленях Кришны, в результате чего у Шишупалы пропали две лишних руки и третий глаз, с которыми он родился, далее в центре композиции священник, похожий на Шиву, держит четки. Здесь, по всей видимости, подразумевается сцена несостоявшейся свадьбы короля Шишупалы с красавицей Рукмини, которая была влюблена в Кришну, и который по её просьбе увез её в Двараку, за что Шишупала возненавидел Кришну,
|
||
Метка 3. Многорукая фигура, похожая на Шиву изображена сидящей. Маленькая фигурка сбоку с опахалом, возможно, его жена Парвати. |
||
Метка 4. Нераспознанный бог и его супруга (без голов) сидят на наге, справа, возможно, Рама и Лакшман с луками в руках. |
Метка 5. Многорукий Шива без головы сидит между Брахмой и Вишну. |
|
Метка 6. Сцена изображает как Брахма вдохновляет мудреца Вальмики для создания эпоса Рамаяны. |
Метка 7. Киннары украшают галерею. |
|
Посмотреть в полном разрешении (6,5 Мб) | ||
Метка 8. Рама на слоне убивает многоголового Равану во время сражения на Ланка. |
||
Просто фотоальбом: красивые пилястры, портики и апсары ... |
||
Галереи барельефов |
||
Восточная галерея |
||
1. Наземное сражениеСобытия на этой панели разворачиваются слева направо . В верхнем ряду кхмерская армия и армия чамов на нижнем ряду идут направо. Джаяварман VII с принцем или генералом или, возможно, его с его приёмным чампским сыном Видванандана, стоят на вершине горы, держа луки. Волосы короля завязаны в пучок с крошечной украшающей фигуркой стоящего Локешвары. Справа от короля поклоняющиеся и несущие знамёна люди. Далее направо, солдаты спускаются с горы, чтобы присоединиться к сражению. |
||
Слева от реки армия чамов и их предводитель выражают почтение и покорность. Направо, армия кхмеров и Джаяварман VII на слоне показывает пальцем на поверженного противника. |
||
Это сражение между кхмерами и чамами происходит на ограниченном справа рекой, обозначенной волнистыми линии с рыбами между них, пространстве. Принц и король изображены по обе стороны реки , сражающихся на своих боевых слонах. |
||
Изображение битвы продолжается далее направо, где чамы отступают. |
||
Небольшая вертикальная полоса , оставленная без гравировки обозначает начало другой сцены, в которой по центру изображена, возможно, та же самая река после битвы. |
||
2. Морское сражениеБарельеф, похожий на барельефы Байона , где кхмерская армада нападает на корабль чамов. На барельефе Бантей Чхмар силы сражающихся примерно равны, что делает бой более реалистичным. Еще одним существенным отличием является то, что в Бантей Чхмар Джаяварман VII принимает участие в сражении, чего нет в Байоне . Эти элементы могут наводить на мысль, что барельефы Бантей Чхмар изображают фактические события морского сражения, в то время как в Байоне показано только то, что было угодно королю. |
||
Джаяварман VII появляется здесь в левой части панели. Он носит на груди квадратную пластину и маленького Локешвару, украшающего его волосы. Король стоит на платформе обрамлённой небольшими перилами в виде нагов. В центре морского сражения изображено судно, нос которого выполнен в виде божества. Гребец с веслами изображен лицом к носу, в то время как на всех других суднах гребцы логично обращены к корме. Джаяварман VII стреляет из лука в генерала чамов, изображенного справа , в центре панели. Как и в барельефах Байона, обе стороны несут тяжелые потери, солдаты падают с кораблей, где их поджидают крокодилы. |
||
3. Справа от двери продолжается морской бой с солдатами кхмеров атакующих с правого фланга. В правой части панели в верхней части во дворце сидит король, охраняемый шеренгами солдат с большими прямоугольными щитами. Ниже победный танец выполняемый на одной ноге. 4. Король благословляет крестьян и их скот. |
||
Северная галерея |
||
1. Эта панель барельефов самая длинная, все еще сохранившаяся, события на которой разворачиваются справа налево и изображают армию кхмеров, идущую на восток. Сцена, похожая на такую же в Байоне, где два слона переходят реку по мосту. Гигантская рыба плавает в реке. Армия продолжает двигаться налево со своими традиционными участниками: генералами на слонах, пехотинцы , всадники , принцессы в паланкинах , солдаты, несущие ковчег со священным огнем, музыканты и гонг . Слева офицеры на слонах и три группы солдат перевозят провизию на длинных платформах. Вторая группа справа отличается от всех. Над платформой четырехликое божество в святилище увенчанном трезубцем (сильно повреждено) . Слева, третья группа везёт маленькую колесницу на двух колесах. Под ними играют четверо детей. |
||
Просмотр в полном разрешении | ||
В правом конце панели король , вероятно, Джаяварман VII, с церемониальным мечом руководит ритуалом, проводимым брахманами, с принцем Шриндракумара (принц Индра) с квадратной челюстью в ожерелье, стоящем на коленях перед ним. |
||
Просмотр в полном разрешении | ||
Западная галерея |
||
1. На нескольких камнях изображен Хануман, держащий Васуки за хвост. Это всё, что осталось от сцены «Пахтания Молочного Океана».. Остается только надеяться, что когда-нибудь вся эта панель будет восстановлена в своем былом великолепии. Внизу стены монстр пожирает быка. Возничий, телега и большой пирамидальный объект, который она везёт. Надпись утверждает, что сын Джаявармана VII, Шриндракумара, победил монстра Бхарата Раху кто напал на дворец короля Яшовармана. Часть стены показывает лес с тремя обезьянами, азиатскими носорогами и оленя. Затем принц , стоя в колеснице, запряженной двумя лошадьми, командует своей армией с мечом в руке. |
||
Слева солдаты обычно несущие священный ковчег изображены здесь везущие небольшую статую четырёхрукого Вишну, в конце стены принц, соединёнными руками приветствует пришедших с визитом сановников. |
||
4. Два оставшихся многоруких многоголовых Локешвары находятся в секции, в которой стояли сразу восемь резных статуй Бодхисаттв, согласно описанию барельефов этого храма, сделанных Анри Парментье, директора Французской Школы Дальневосточных Искусств с 1900 года, в 1910 . К сожалению, некоторые из них были украдены, и причём, последние в 1990 году. Локешвара, который слева от двери, имеет двадцать две руки и окружен десятью медальонами, каждый из которых изображает апсару, держащую гирлянду. К сожалению, голова Локешвары сильно повреждена. Справа от двери улыбающийся Локешвара с несколькими главами и тридцатью двумя руками окружен поклоняющимися. Он держит кенди в левой руке и крошечного Бодхисаттву с четырьмя руками в правой руке. |
||
Посмотреть в полном разрешении (2,6 Мб) | Посмотреть в полном разрешении (6,3 Мб) | |
5. В верхнем ряду барельефов этой панели изображены два принца или король с принцем, сидящих во дворце. Слева священники подают еду. Ниже мужчины на складе с мешками риса раздают еду толпе. В левой нижней секции мужчины состязаются в схватывании висящих продуктов. Сцена праздничной ярмарки, вероятно, организованной королем после победы, чтобы вознаградить свой народ празднествами и бесплатными продуктами. Парментье интерпретировал эту сцену в 1910 году более мрачно. Он видел толпы слепых получающих пищу во время голода. Один из двух оставшихся многоруких Локешвары находятся на западной стене барельефов. В 1990-х большой участок стены был украден. Воры, пробираясь в Бангкок, были арестованы в Таиланде. Два из трех восстановленных Локешвар теперь выставлены в Национальном музее в Пномпене. |
||
Южная секция |
||
1. Этот барельеф, изображающий как две отрубленные головы показывают правителю, относится к сценам гражданской войны, изображенных также и в Байоне . На обоих концах галереи (но не стены) С обеих концов барельефа, две группы кхмерсхих солдат сражаются друг с другом . Возбужденная толпа на уличном рынке с группой спорящих женщин, и мертвого солдата, лежащего на земле, что, опять же напоминает барельефы Байона . 2. Две секции стоящие на земле, представляют из себя косяк двери с изображением Будды. |
||
Полуразрушенная южная гопура и галереи с колоннами цвета охры, выполняющими роль второго ограждения. От внешнего ограждения остался только фундамент и один ряд блоков на нем. |
||
Как добраться и другие особенности |
||
Такси из Сием Рипа обойдется примерно в $100, но не стоит предпринимать путешествие в Бантей Чма в сезон дождей. Дорога после поворота с трассы Дорога из Сием Рипа займет 3-4 часа. Сворачивать на Бантей Чма лучше в Сисопхоне- так быстрее и дорога там лучше. Вход в храм для иностранцев стоит $5 |
||
Использованы материалы книг Michael Petrochenko "Angkor Temples" и Peter D. Sharrock "Banteay Chhmar". Перевод с англ. автора сайта. При использовании материалов сайта, активная ссылка на сайт обязательна |
||