left1
left2 Махабхарата

Сита и Рама

left3
 
Ангкор Ват
Up Menu
header

Янтра Мандала

 
   

Янтры — визуальные инструменты, которые служат важным подспорьем в практики медитации, воплощая в своем образе символические образцы божественной энергии.

Мандала - это сложная янтра.

Янтры состоят из сложных геометрических элементов, которые формируют геометрическое целое. Янтры и мандалы являются матрицами, состоящими из геометрических фигур и букв, котороые обычно рисуются на бумаге, ткани или выгравировываются на небольшой пластине из золота, серебра или меди. Иногда они делаются объемными из камня или металла. Янтры — это особые сакральные диаграммы, используемые в посвященческих традициях в буддийском и индуистском тантризме.

В янтрах и мандалах зашифровано тайное знание и они являются своеобразными генераторами энергии. Санскритский корень янтр означает «ограничивать, обуздывать». Образованные из этого корня существительные могут иметь несколько значений: например, «то, что ограничивает», «то, что закрепляет», «опора», «поддержка», «путы», «инструмент, или средство», «амулет, мистическая или астрономическая диаграмма, используемая как амулет».

Янтра имеет многосторонний смысл. Она описывает путь искателя, а также связана с космогонией, творческим развитием. Ее иерархическую упорядоченность нельзя представить только как линейное, последовательное явление. Напротив, янтра одновременно отражает различные уровни информации, времени и реальности. Янтра очерчивает священное место и защищает его от вторжения разрушительных сил. Но янтра является гораздо большим, чем просто священной областью, которая предназначена для ритуалов и литургических целей.

Янтры одной традиции могут заимствовать элементы другой. Огромное их количество предполагает множество уровней классификации. Янтры существуют в ведийской, тантрической и буддийской традициях, каждая из которых приспосабливает использование янтр к собственным философским идеям. Ведические янтры — самые древние. Тантрические — самые многочисленные и разнообразные. Изначальная янтра была, без сомнения, кругом, изображающей Солнце.  Наука янтр не слишком широко известна, потому что этот аспект ведического обучения по ряду причин мало популяризировался. Янтры не распространялись, а их изображения не размножались вне узких кругов, следующих традиции, обладающих сокровенным знанием. Главным образом, учение о янтрах сохранялось в древних священных писаниях и передавалось по цепи ученической преемственности.

 

Шри Янтра

Шри-янтра — один из наиболее древних символов человечества. На протяжении многих тысячелетий она использовалась для улучшения благосостояния, привлечения богатства, улучшения здоровья, а также как мощный инструмент в практике медитации. 

Шри-янтра — одна из наиболее благоприятных, важных и мощных янтр, которые не только способствуют духовному росту, но и приносят максимальную материальную пользу. Она может даровать исполнение почти всех желаний, а также даровать духовную силу. Шри означает «святой», а янтра означает «инструмент». Шри-янтра помогает обрести материальное и духовное богатство. Она имеет необъяснимую силу исполнять все пожелания и изменять свою жизнь. Шри- янтра дает ответ на все вопросы.

Изображение Шри-янтры применяется для гармонизации окружающего пространства. Таким образом, просто размещая янтру в каком-либо помещении,  энергетическая обстановка этого помещения улучшается. Шри-янтра — хороший пример такого взаимодействия с окружающей средой, потому что здесь энергетические элементы формируют уникальное единство. В тантрической традиции Шри-янтру называют Шри-чакра.

Шри-янтру благоприятно помещать в северном или северо-восточном верхнем углу комнаты или здания. Плоская сторона центрального треугольника (с точкой в центре) должна смотреть вверх. Шри-янтра может также заряжать пищу, напитки и другие вещи. Для этого нужно просто положить соответствующие изделия на изображение янтры и оставить их там стоять в течение нескольких минут (чем дольше, тем лучше). Плоская сторона центрального треугольника Шри-янтры должна смотреть на восток.

Медитации на Шри-янтру помогают нормализовать ауру человека, а также — раскрыть высшие чакры (сахасрару, аджну, ви- шуддху, анахату). Шри-янтра — источник высшей энергии; энергия есть форма вещества в форме волн и лучей. Шри-янтра высокочувствительна и обладает удивительными возможностями. Эта янтра, как считается, концентрирует в себе энергию, испускаемую планетами и другими универсальными объектами, преобразовывая ее в тонкие вибрации. Эти вибрациями насыщается пространство, где размещена Шри-янтра; таким образом, все разрушительные силы вокруг янтры исчезают.

Мантры:
1) Оm Shreem Hreem Shreem Kamle Kamalalaye Praseed, Praseed, Shreem Hreem Shreem О т Mahalaxmaye Namah
2) Оm Shareeng Hareeng Kaleeng Hareeng Shrimahalakshmiaye Namah

   

Махамритьюнджай янтра - Янтра бессмертия

 

Махамритьюджай янтра создана на основе Махамритьюджай мантре, приведённой в Ригведе несколько тысячелетий назад. Эта мантра как и янтра освобождает от страха смерти, а также защищает от серьезных опасностей, смертельных болезней, наделяя адепта смелостью и здоровьем. Махамритьюнджай мантрой Сита и Рама спасли жизни отравленных ваманов.

Махамритьюнджай янтра является одной из наиболее благоприятных; она наделяет человека богатством, славой, здоровьем и счастьем, повышает благосостояние. Эта янтра рассеивает все страхи случайной смерти и смертельных болезней. Махамритьюнджай янтра известна своей небывалой силой избавления  от всех  болезней.

Для наибольшей эффективности Махамитьюнжайд янтра изображается на серебряной или медной пластине и заряжается соответствующими мантрами. . Использование Махамритьюнджай янтры — это служение богу Шиве - Мритьюнджай Махадеву - победителю смерти.  Поклоняясь ему, можно избежать многих бедствий и неприятностей материального мира, а также проблем, связанных с расстройством души.   Мритьюнджай — целитель души и чувств.  Махамритьюнджай янтру можно опускать в воду и потом опрыскивать чурнамритой для лечения болезней. Вообще, вода, разбрызганная в доме, создает атмосферу дружелюбия и улучшает отношения.

   
 
 

Не существует внешних символов, даже самых сложных, которые могли бы заменить янтру тела. На физическом и психологическом планах человеческое тело рассматривается во многих практиках как один из самых мощных инструментов духовной трансформации: оно представляет храм божественного, в котором начинается раскрытие бытия, хранилище неисчерпаемой силы. Только реализовав внутреннюю силу, пробудив ее от сна, можно ощутить ее как божественную энергию.
В ведических ритуалах, пуджах, яджнах могут использоваться большие янтры, называемые чакрами. Янтры-чакры непосредственно связаны с учением об энергетических центрах, которых также называются чакрами. Эти центры связываются с определенными областями человеческого организма. Слово чакры в переводе с санскрита означает «колеса». Это невидимые обычному глазу колеса в теле человека, которые кружатся с различными скоростями, потому что они обрабатывают энергию. Так как янтру иногда называют и чакрой, то можно утверждать, что янтры суть графические, визуальные отображения силовых энергетических полей, организующих человеческое тело и существо.
Чакры не являются физическими объектами. Подобно чувствам или идеям, они не могут иметь материальной формы, однако они оказывают сильное воздействие на все тело, поскольку выражают воплощение духовной энергии на физическом плане. Чакры расположены вдоль позвоночного столба от промежности до макушки головы. Местоположение чакр связано с различными состояниями сознания и строем организма. ближе к земле) связаны с практическими вопросами жизни — выживанием, движением, действием. Они управляются физическими и социальными законами. Верхние чакры представляют собой ментальные центры и работают на символическом уровне посредством слов, изображений,понятий.

Традиционно указывается на семь главных чакр и сотни незначительных. Каждая чакра находит соответствие с эндокринной и нервной системами, выполняет определенные физиологические и психические функции.

Существует семь основных чакр.

 

1. Муладхара чакра (корневая)

   


Это самая нижняя чакра; она расположена в области копчика, четвертого крестцового позвонка. В ней пребывает изначальная энергия кундалини, дающая потенциальную возможность достижения высших уровней сознания и слияния с Богом. В дремлющем состоянии муладхара представляет собой инстинктивную природу человека, центр страстей и инерции, но в пробужденном — его духовный потенциал. Она имеет четыре лепестка, с которыми связаны мантры: ВАМ, ШАМ, ШЬЯМ, САМ. Буквы санскрита заключены в квадрат, символ земли с биджамантрой ЛАМ. В центре квадрата находится перевернутый треугольник, в котором дремлет кундалини, обвившая три с половиной раза сваямбху-лингу. Муладхара связана с самосохранением, характером, вкусом, и запахом. Муладхара-чакра контролирует внешние половые органы и репродуктивную систему человека. Она связана с инстинктом продолжения рода. Цвет: оранжево-красный или желтый.

   

2. Свадхиштхана чакра (сексуальный центр)

   

Эта чакра расположена над муладхарой, в области нижней части живота. В обычном состоянии эта чакра является центром подсознательного, хранилищем переживаний и устремлений. Ее пробуждение связано с преображением всего подавленного и забытого. Она находится около гениталий и управляет сексуальностью.

У этой чакры шесть лепестков, с которыми связаны мантры: БАН, БХАМ, МАМ, ЙАМ, РАМ, ЛАМ. Внутри цветка — символ безупречно-чистой воды в форме полумесяца с биджа-мантрой ВАМ. Над биджа-мантрой располагается Вишну.

Свадхиштхана-чакра связана с вкусом, здоровьем и осторожностью. В этом месте расположен «верховный лингам» — тайный половой центр мужчины. Состояние этой чакры влияет на общее самочувствие и функции печени и поджелудочной железы. Цвет — красный.

   

3. Манипура чакра (чакра пупа)

   

В области верхней части живота, в солнечном сплетении находится манипура чакра, отвечающая за волю и действие. Ее пробуждение дает новую постоянную основу для кундалини и укрепляет в духовной практике. Ее иногда называют набхичакра (набхи — «пуп»). Манипура означает «город драгоценных камней», потому что эта чакра сияет подобно городу, наполненному драгоценностями.
Маипура чакра насчитывает десять лепестков, с которыми связаны мантры: ДАМ, ДХАМ, НАМ, ТАН, ТХАМ, ДАМ, ДХАМ, НАМ, ПАМ, ПХАМ.
В центре лотоса — красный треугольник , символ огня. Внутри круга изображены Рудра и Лакини.
Манипура-чакра связана со зрением, жизненной силой, энергией самосохранения. В этой чакре пребывает внутренний огонь, способный при надлежащем развитии согревать тело человека даже в самые сильные холода.
В буддийской традиции манипура располагается в области сердца. Эта чакра воздействует на поджелудочную железу, печень и живот. Преобладающие цвета: зеленый и светло- красный.

   

4. Анахата чакра (чакра сердца)

   

Анахата расположена на уровне сердца и грудной клетки: в центре груди между лопатками. От нее зависят любовь и сострадание, творческая сила и способность преодолевать свою судьбу.

Это чакра изначального, нетронутого звука, хлопка одной ладони. Эта чакра имеет двенадцать пылающих золотых лепестков, с которыми связаны мантры: КАМ, ЮСАМ, ГАМ, ГХАМ, НАМ, ЧАМ, ЧХАМ, ДЖАМ, ДЖХАМ, НАМ, ТАМ, ТХАМ.

В центре лотоса — два взаимопересекающихся треугольника дымчатого цвета; в них заключен еще один, золотой. Внутри него — баналинга или биджа-мантра ЙАМ. Анахата-чакра ассоциируется с воздухом (вайю) и органами дыхания.

Практики с использованием анахата-чакры включают в себя все упражнения пранаямы. В буддийских тантрах анахата располагают на уровне горла. Она влияет на устойчивость к заболеваниям; это чакра, связанная с высоким сознанием и любовью. Цвет — темно-красный.

   

5. Вишуддха чакра (горловая чакра)

 

Вишуддха находится в области горла и является центром различения, ориентации в жизненных ситуациях и приятия жизни во всех ее проявлениях. Вишуддха означает «чистая», потому что этот энергетический центр очень тонок. Чакра имеет шестнадцать лепестков серебристо-синего цвета, с которыми связаны следующие буквы санскрита: А, АА, И, ИИ, У, УУ, РИ, РРИ, ЛИ, ЛЛИ, Э, АЙ, О, ОУ, М, X.

По центру — белый круг, в который вписан треугольник с биджа-мантрой ХАМ. Вишуддха-чакра связана со слухом, творчеством, поиском истины и самовыражением. Она является одним из главных органов экстрасенсорного восприятия и играет основную роль в работе со сновидениями. Буддисты считают, что она располагается на макушке головы. В вишуддха-чакре пребывает андрогенная ипостась Шивы — Ардханаришвара, выступающий в роли гонца и посредника между мужчинами и женщинами, а также богами и смертными. Его обычно изображают в виде существа, у которого левая половина женская (Шакти, Парвати или Ума), а правая мужская.

Эта чакра влияет на щитовидную железу, метаболизм и связана с расширением сознания. Цвет — серый.

   

6. Аджна чакра (третий глаз)

Аджна расположена на уровне межбровья и связана с деятельностью сознания, в частности, интеллектом и осознаванием.' Из-за своего влияния и духовного значения она иногда называется третьим глазом. Это чакра разума, центр тонких элементов разума и пракрити.

Она имеет два лепестка, с которыми связаны мантры ХАМ и КХШАМ. В центре лотоса — перевернутый треугольник с белой итара-лингой и биджа-мантрой ОМ, иногда — короткая или половинная А.

Иногда считается, что у нее 96 лепестков. Половина из них излучает желтый свет, в то время как другая половина излучает синий и фиолетовый. Эта чакра связана c интуицией.

Энергетические медитации, задействующие аджна-чакру, служат для отделения сознающего от сознания, что позволяет медитирующему осуществить полный контроль над своими мыслями и полностью подавить все мыслительные процессы, не связанные с Абсолютным Сознанием.

В тибетской системе аджна-чакра считается участком сахасрара-чакры; местные техники работы с аджной включают в себя методы прямого физического воздействия на межбровную область. Цвет — серебристо-белый.

   

7. Сахасрара чакра (коронарная)

  

Сахасрара находится в области макушки и является венцом восходящего со знания , переходом к запредельному. Ее называют тысячелепестковым лотосом. Это центр чистого сознания. Она имеет тысячу (или 972) лепестков и является местом пребывания духа (атмана или пуруши). Ее биджа-мантра — ОМ.

Сахасрара вращается над головой. Ее лепестки излучают пылающий фиолетовый свет, наиболее духовный из всех цветов спектра. Состояние этой чакры показывает степень сознательного развития человека. Коронарная чакра бездействует до тех пор, пока не очищены все остальные чакры. Когда же вся чакральная система человека сбалансирована и все энергетические центры активизированы, это приносит высшее просветление и космическое сознание. Сахасрару называют иногда брахмарандхрой («щелью Брахмы»), Момент, когда кундалини достигает сахасрары, отождествляют с раскрытием в человеке высшего уровня Божественного Сознания. При этом исчезает всякая двойственность и субъективность; человек ощущает полную и безграничную связь с Богом; материя возвращается в дух.

Сахасрара-чакра связана с космическим сознанием и просветлением. Именно в этом месте энергия кундалини встречается с Чистым Сознанием. Сахасрара — энергетический центр, в котором сливаются все противоположности. Она упраздняет все звуки и все цвета и заключает в себе все познавательные и волевые способности, статические и динамические энергии остальных центров. В сахасраре происходит разрыв всех уровней, и человек выходит за пределы сансары, временного иллюзорного мира. Иногда в религиозной живописи сахасрара изображается как ореол, лимб над головой божеств и святых.

   
   

Васту-Пуруша Мандала

В «Брихат Самхите» о Васту Пуруше говорится следующим образом. Рассказывают, что однажды некое высшее существо заполонило собой землю и небо. Богам удалось схватить его и положить лицом на землю. Боги удерживали члены этого существа — и те боги, которые соприкасались с определенными органами, стали управлять ими. Творец распорядился, чтобы это существо стало хранителем дома, причем под домом понимается здесь любая обитель (например, обитель души). Существует и другая версия этих событий. Когда Господь Шива сражался с демоном по имени Андхака, капли пота Шивы упали на землю. Из одной капли родился Васту Пуруша. Проголодавшись, он принялся пожирать все, что встречалось на его пути. Боги обратились за помощью к Брахме. Он посоветовал схватить Васту Пурушу и повалить его лицом вниз. 45 богов удерживали Васту Пурушу на земле, а Брахма в это время благословил его и поставил божеством пространства. В благодарность Васту Пуруша пообещал Брахме заботиться об обитателях жилищ. С тех пор каждый дом управляется Васту Пурушей, который, если его должным образом не умилостивить, принесет дому и живущим в нем горе и всевозможные бедствия.

Знание Васту Пуруша мандалы — основание всей индусской архитектуры. Несмотря на свое наз:вание, Васту Пуруша мандала отличается от обычных мандал; это фактически квадрат, разделенный на меньшие квадраты. Вообще, индусам свойственно изображать чертежи мироздания в виде квадрата; примером этого могут служить астрономические и астрологические карты. Квадратный гороскоп с двенадцатью меньшими квадратами для каждого знака Зодиака, расположенными вокруг центральной квадратной области, известен под названием Раси чакра. Причем, слово чакра, как вы уже знаете, означает «колесо». Васту Пуруша мандала, подобно гороскопу, — еще один способ представления круга, показывающий пересечение неба и земли на горизонте.

Большинство священных текстов оговаривают в качестве особого условия, что каждое строение должно сообразоваться с простым рисунком, подобным янтре, который называется Васту Пуруша мандала. В свое время это рисунок служил моделью для древних городов. Такая диаграмма в основе своей представляет отпечаток упорядоченного мира и принимает форму, раскрываемую вселенским Пурушей в проявленном мире (Васту — телесное существование, место; Пуруша — верховный принцип, источник Космоса; мандала — замкнутая многоугольная фигура). Васту Пуруша Мандала считается совершенной фигурой, фундаментальной формой в архитектуре, из которой выводятся все другие формы.  

 
   

Типичная васту-мандала выглядит как квадрат, имеющий сверху восток; иногда в квадрат вписана фигура самого Пуруши с головой в северо-восточном углу мандалы. Соединение микрокосма и макрокосма воплощается в данном случае в соотнесенности человеческого тела и мандалы (йогическая доктрина предполагает рассмотрение своего собственного тела как мандалы). Квадрат разбит на более мелкие квадраты {райа). Квадратов на внешней стороне мандалы — 32, по восемь на каждой стороне; каждый из них посвящен одному богу, чье имя иногда надписывается в соответствующем секторе. Таким образом, каждое направление по сторонам света имеет восемь богов. Космический характер такому распределению богов и стран света придает отождествление каждого из восьми направлений с одной планетой. Начертание такого плана храма обеспечивало архитектору должное присутствие всех богов в будушем храме. Точные пропорции Васту Пуруша мандалы не имеют значения, поскольку это не точный план, но как бы прогноз, в соответствии с которым появляется широкий набор возможностей для архитектора.

Васту Пуруша мандала — геометрический рисунок, который содержит в себе квадрат или квадраты, однако она может принимать и другие простые формы. Самая распространенная композиция состоит из 64 (8x8) или 81 (9x9) квадратов, в которых центральная зона из четырех или девяти квадратов посвящена главному божеству, Брахме. Другие, более сложные типы могут быть разработаны с помощью гномической прогрессии в 1024 квадрата. Традиция определяет 32 типа мандалы, простейшая из которых — квадрат. Сетка Васту Пуруши мандалы выровнена по главным точкам, так, чтобы вся структура являла собой наиболее экономичные генератор и коллектор энергии. Как только проектировщик заканчивает сетку, он уже может разместить на ней стены и столбы здания. Если сетка находится в гармонии с решеткой Земли, то выбранное место и Земля пребывают в гармонии. Если же имеется какое- либо искажение или отклонение на линиях сетки, то гармония выбранного места и энергии Земли нарушена. Сетка Васту Пуруши мандалы сопрягается с сеткой тонких энергетических каналов, которой покрыта планета Земля — между северным и южными полюсами и между востоком и западом по направлению движения Солнца. Дом, чья энергетическая сетка совпадает с сеткой планеты, насыщается положительной энергией своего окружения в максимальном объеме.

Термин Пуруша соотносится с человеком и относится к Универсальному Человеку. Это универсальное Я, самость, антропоморфная форма духовного постоянства в пределах бытия. Пуруша в результате жертвоприношения пребывает в мандале. Он — первичное единство, фрагментированное и многократное. Отдельные части проявления — части его расчлененного тела. Пуруша — это тело Бога, воплощенного в земле и разделенного в пределах бесчисленных форм. Он принес в жертву свое тело ради восстановления единства. По диагонали квадрата-схемы Васту Пуруши расположены семь чакр, которые сопрягаются своими энергиями с внутренними помещениями постройки. В зависимости от определенных чакр определяется план дома: например, комната для молитв связывается с вишуддхой, а столовая — с манипурой.

Все циклические числа индийской космологии основаны на прецессии равноденствий и точных долей числа 2590, которое представляется как произведение 64x81x5. 5 — это число самватсары, цикла пяти лунно-солнечных лет.

Благоговейное отношение к сакральной архитектуре связывается непосредственно с мандалой. Многие архитектурные решения основаны на форме мандалы, обнаруживая целостную внутреннюю взаимосвязь между элементами и качествами природы. Сакральная наука также определяет процессы сознания как подъем до состояния целостного осознавания. Архетипы, прообразы придают форму «коллективному несознанию», при этом элементы повседневной жизни могут приобретать более сознательную структуру. Мандала из 64 частей — одна из двух основных мандал, использующихся при устройстве индийских храмов, одного из элементов Васту Пуруша мандалы, системы 32 типов различных мандал.

Васту Пуруша мандала — это символ необусловленной сущности (Пуруша), проявляющей себя в существовании (Васту). Когда эта сущность принимает участие в существовании, это приводит к возникновению формы мандалы. Древние индийцы выражали это буквально как божественное слияние, а индивидуальные мандалы рассматривали как символ или принцип Земли. Первоначально Васту Пуруша мандала соответствовала реальному жертвоприношению, символизируя начало новой мировой системы. Этот ритуал отражает сущность жертвования своим безусловным блаженством, начинающим существование во всех своих формах.

 32 типа Васту Пуруша мандалы построены на основе группы квадратов. Существует основная мандала, построенная на группе из 9 квадратов, символе земной сферы, с центральным квадратом, соответствующим центру мира. Это центральное ядро всех основных мандал. Мандалы одинаковых чисел строятся из центра, состоящего из четырех блоков. Эта группа блоков представляет ритм четырех этапов, сезонов, элементов, а также направлений сторон света. Она также символ Шивы, божественного преобразователя, чей непрекращающийся танец отражает постоянно изменяющееся движение природы.

 Исключительная мобильность при трансформации также описывает закон, на котором построен танец Шивы — танец непрерывного вращения четырехлучевого космического колеса, ось которого — вечность, и которое преобразует все на своем пути.

Принцип постоянства является синонимом динамического принципа Мандалы. Мандала — это космическая диаграмма координации циклов пространства и времени, объединения путей неба и Земли. Мандалу часто связывают с божественным разумом, исходящим из высшего Пуруши. И то, что божественный разум создает благодаря процессу постоянства в кристаллической форме мандалы 64 квадратов, является структурой города Бога.

 Священные структуры, в основе которых лежит Мандала, являются отражением космических законов. Мандалу из 64 квадратов окружают 28 квадратов, которые соответствуют 28-дневному лун ному циклу и связаны в индийской астрологической традиции с 28 лунными зонами. В каббалистической традиции 28 — число совершенного человека, представляемого суммой триединства: духа, души и тела. 28 — это сумма 1 + 2+3 + 4+5 + 6+7, которую можно представить в виде треугольника со стороной, равной семи единицам измерения.

Для астрологии как системы, связанной с природой и рассматривающей космические ритмы, также характерно использование мандал. Знаки Зодиака, изображающие обычно небесные сущности в природе, описывают различные психологические и земные процессы.

Васту — мост между человеком и природой, который помогает уменьшить серьезность проблем, стоящих перед людьми. . Все в этом мире состоит из пяти первоэлементов. Эти элементы присутствуют на планете Земля, поэтому наша планета поддерживает жизнь и законы природы, опираясь на мистерию первоэлементов. Если строить дома на земле, учитывая их отношения с элементами мироздания, люди будут жить в гармонии с окружающим миром.

Человеческое тело также сотворено из этих пяти элементов, и поэтому следование науке Васту имеет огромное практическое значение, так как это устанавливает гармонию между человеком и его окружением. Центральный квадрат мандалы символизирует гору Меру, географический центр космоса. В нем визуализируется образ горы. Внешняя структура храма и внутренний квадрат мандалы символизируют священный пик. Вокруг горы Меру устанавливается символический пантеон богов. Каждый бог занимает свой собственный квадрат и располагается в соответствии со значением.

Васту Пуруша мандала выражает квинтэссенцию индуистской философии, перекликаясь с геометрическим выражением идеи отношения Божественного и человеческого. Человеку, каждому божеству и каждой силе во Вселенной отводится определенное место. Мандала из 81 квадрата содержит 32 квадрата вокруг границы, представляющей четыре кардинальных точки и лунные созвездия. Это представление всего циклического времени, лунного и солнечного. В центре помещается Брахма. Вместе с 32 богами, 33 ведических божества соотносятся с Адхисамватсарой, годом, составленным из 33 затмений. Еще двенадцать божеств в середине — Адитьи, представляющие положения Солнца в эклиптике. Союз Солнца и Луны — причина творения (риту). В состоянии фазы новой луны Луна входит в Солнце (согласно «Джайминея Упанишад Брахмане»).

Мандала представляет также Космического Человека. Размеры квадрата соответствуют размерам человеческого тела: высота примерно равна охвату рук. Веды описывают человеческое тело как мини-Вселенную, в которой присутствуют все составные части «большой» Вселенной. В человеческом теле находятся и основные элементы Вселенной, а именно: энергия, время, место и майя.

Ниже представлена Парамасайика — Васту Пуруша мандала из 81 квадрата. На диаграмме представлены имена божеств, которые связаны с определенными частями Васту Пуруши.

Далее показана мандука — Васту Пуруша мандала из 64 квадратов. Эта простая диаграмма представляет не только энергии направлений космоса, но имеет и астрономическое значение, передавая комплекс циклических изменений — дня, месяца, года и так далее.

Такие мандалы, 32 варианта которых насчитывают индийские учебники по архитектуре, управляют ритмами, оформлением и смыслом индуистского храма. Индусский храм — место, где человек встречается с Богом.

Основная идея сакральной архитектуры: жилище, храм, дом должен представлять собой в символическом и миниатюрном виде весь Космос. Архитектурные сооружения создает среду, которая помогает человеку общаться с Божественным и ощущать ценность жизни. Здание должно являть собой образец высшей соразмерности, быть генератором положительных энергий, настраивая человека в резонанс с законами вселенной и поддерживая его здоровье, процветание и духовное благосостояние. Здание — живой организм, подобный нервной системе, который должен сочетаться с основными энергиями вселенной.

Ведическая архитектура основана на вселенских созидательных принципах, применимых на всех уровнях и позволяющих соблюдать вселенскую эстетику в самых разных областях духовной жизни. Архитектурная парадигма является матрицей, задающей способы видения универсума как мироздания.

Мир в представлении индийской философии предстает в виде огромного Пуруши, мыслимого как мандала. Микрокосмическое тело Пуруши заключает в себе весь мир. Одно из значений термина Васту — тончайшая частица микрокосма. Считается, что Васту — орган творения обоих миров, предстающий как бесконечная неизменная частица. Составной частью этой частицы является Брахман или изначальная энергия. Все, что представлено на земле, и есть Васту. Таким образом, понятие Васту охватывает строения, сооружения и прочие объекты, возведенные человеком.

Наука Васту — это искусство такой организации Вашего дома или офиса, которая привлечет позитивные энергии Природы и заблокирует влияние негативных импульсов. Храм дает связь между человеком и Богом, между земной жизнью и божественной, между действительным и идеальным. Васту представляет собой практическую науку по работе тонкой энергии. Человеческий глаз не в состоянии увидеть чистую энергию, но человек может понимать энергетическое воздействие, ощущать его на себе и даже регулировать ее различные формы. Васту — не только наука, но и также и мост между человеком и природой, наука, учащая гармоничной жизни. Васту шастра приносит процветание, она предлагает пути, следуя которым можно жить в гармонии с законами окружающего мира, дарует людям здоровье, мир и счастье.

Архитектура — застывшая музыка. Храм представляет также Бога в космической форме, с различными мирами, расположенными на различных частях божественного тела. Вследствие постоянно совершаемого поклонения преданными, в храме создаются и поддерживаются тонкие вибрации, помогающие обрести духовные силы. Их можно рассматривать как части всеобщего Божественного замысла. Макромир отражен в микромире. Большой космос отражен в человеческом теле.

 

   
   
   
Использованы материалы книги Неаполитанский С. М., Матвеев С. А. Энциклопедия янтр. — СПб.: Институт метафизики,2010.
footer
footer1
footer2